ФОМИНА (ИГНАТОВА) ГАЛИНА ФЕДОРОВНА
Спецпоселки Вожаель и Божьюдор, пос. Жешарт, Усть-Вымский район
Игнатов Андрей Григорьевич, русский, м.п. х. Суходольский, Ата-мановский с/с, Михайловский р-н, Сталинградская обл. Выслан в 1931 г. на основании Постановления СНК и ЦИК от 01. 02. 1930 г. как кулак. М с/п: Железнодорожный район Коми АССР.С/ с: жена — Игнатова Агафья Филипповна, 1887 г.р.; сын — Игнатов Семен Андреевич, 1902 г.р.; сноха — Игнатова Татьяна Ивановна, 1903 г.р.; сноха — Игнатова Марфа Самсоновна, 1910 г.р.; сын — Игнатов Федор Андреевич, 1911 г.р.; внук — Игнатов Василий Семенович, 1923 г.р.; внук— Игнатов Федор Семенович, 1925 г.р.; внучка — Игнатова Галина Семеновна, 1928 г.р.; внучка— Игнатова Галина Федоровна, 1936 г.р.; внучка— Игнатова Антонина Семеновна, 1938 г.р.; внук— Игнатов Александр Федорович, 1939 г.р.*
Родились и выросли наши мать Игнатова Марфа Самсоновна и отец Игнатов Федор Андреевич в Волгоградской области. Марфа Самсоновна родилась в 1911 г. на хуторе Попов, а Федор Андреевич — 7 января 1911 г. на хуторе Суходольском.
У родителей Федора Андреевича семья была большая: дети, дяди, тети, старенькие родители. Было также и хозяйство, семью-то надо было кормить. Держали скот: быка, лошадь, корову, несколько овец, гусей, кур. Работали на поле, был свой плуг. Отец Андрей Григорьевич, сын Федор Андреевич, братья и остальные мужчины работали в поле, возвращались домой поздно, поэтому семья и приготовление пищи, все хозяйство ложилось на плечи матери Агафьи Филипповны.
В скором времени Агафья Филипповна сказала Федору Андреевичу, что ей нужна помощница по хозяйству, а так как он уже взрослый парень, то ему нужна жена.
Через неделю поехали сваты на хутор Попов и сосватали Федору Андреевичу в невесты Марфу Самсоновну Щербакову. В скором времени сыграли свадьбу, Марфе Самсоновне в то время исполнилось 16 лет. На свадьбу ей подарили ситцевую кофту и юбку, так она в первый раз в своей жизни увидела ситец, по тем временам это был самый лучший подарок, о котором можно было только мечтать. В те времена они сами сажали, растили лен, ткали из него себе полотно, вымачивали его, отбеливали и шили одежду себе и всем членам семьи. Этим занимались женщины в зимнее время. После свадьбы Марфа Самсоновна переехала жить к мужу в дом и стала помогать по хозяйству Агафье Филипповне и Андрею Григорьевичу.
* Покаяние: Мартиролог / Сост. Г.Ф. Доброноженко, Л.С. Шабалова... Т. 4. Ч. 1. С. 920.
83
По воспоминаниям Марфы Самсоновны (со слов ее дочери), времени осматриваться, привыкать не было, работы было много, да и семья была большая. Жили они в небольшой хате (мазанке). Пол, стены были глиняные, крыша была соломенная. В хате стояла всего одна большая кровать, застеленная соломой, на ней спали дети, а взрослые спали на полу, настелив соломы, а поверх соломы — половики, сотканные из льна. Укрывались тулупами, шубами, в те времена они не знали, что такое постельное белье. В углу комнаты стояли два сундука, в них хранилось то небольшое количество вещей, одежды, которая у них была.
Как рассказывала Марфа Самсоновна детям, одевались Агафья Филипповна и Федор Андреевич они бедно, но еда у них всегда Игнатовы. была. Трудились они, не зная вре-
мени, от восхода солнышка и до его заката; и так каждый день, зато и семья не голодала, очень все были трудолюбивые. Живя на земельных наделах, мужчины и женщины возделывали землю, сажали и выращивали зерно, сами делали небольшие пруды и разводили рыбу, занимались рыболовством, держали кое-какой скот, гусей. Зерно, мясо, рыбу сдавали государству и получали за это деньги, на которые покупали себе плуги, сети, скот, утварь, необходимую по хозяйству.
Вскоре Марфа Самсоновна родил первого ребенка, а затем второго (как их звали, Галина Федоровна не помнит). Так они и жили, работая, занимаясь хозяйством, растя детей, и даже подумать не могли, что скоро в их жизни все очень сильно изменится, не будет ни дома, ни хозяйства.
Ранней осенью в 1928 г. рано утром, когда дети еще спали, а взрослые завтракали, пришли государственные люди (так их называла Марфа Самсоновна) и объявили им, что они являются кулаками. Показали бумагу и сказали, что их будут раскулачивать, и что все их имущество: дом, скот, огород, припасы, заготовки на зиму — переходят часть колхозу, а часть — государству. Разрешили взять с собой сундук, две подушки, две старые шубы, кое-какую одежду, шерстяные носки, обувь.
84
На следующий день всех раскулаченных собрали на поле и наделили их землей (земельным наделом). На этой наделе им нужно было построить хоть какое-нибудь жилье, а так как материала строительного не было, то вырыли землянку, настелили солому и так и жили. С Марфой Самсо-новной и ее мужем помимо детей жили и родители Марфы Самсоновны. Летом в таком жилище жить было терпимо, но вот зимой очень многие замерзали, хорошо, что женщин и детей на зиму, на холодное время, забирали к себе в сараи знакомые крестьяне, а то совсем нельзя было бы выжить деткам.
В 1929 г. Федора Алексеевича и других мужчин согнали в город Михайлову и всех посадили в тюрьму. Родственников, знакомых к ним не пускали, передачки не принимали, видеться не разрешали. Находились они в тюрьме до 1931 г. Когда их выпустили, то разрешили вернуться к своим семьям. Как только семьи воссоединились, им объявили, что по приказу правительства семьи кулаков выселяют и отправляют на работы, а куда — ничего им сказано не было. Перед отправкой им разрешили собрать все то немногое, что они успели нажить за такой короткий срок.
Рано утром их посадили на повозки и повезли до железной дороги, повозок было мало, а людей много, поэтому в повозках ехали дети, старики и везли вещи. На железной дороге их всех посадили в «телячьи» вагоны, набив битком, и вагоны наглухо закрыли. Так они доехали до Котласа. Затем их высадили и повели до реки. На реке посадили на баржу, и плыли они по реке Вымь до Вожаеля (но это место потом уже будет так называться). Когда они прибыли, их всех заставили высадиться на берег и заставили идти в лес, в котором, как они догадывались, люди никогда не жили, да и вообще никогда не появлялись. Так они шли по лесу, пробираясь с вещами, детьми между деревьями, шли долго. Наконец сопровождающие их люди, увидев охотничий домик, сказали, что они уже на месте и могут располагаться здесь как на ночлег, так и на все остальное время. Люди все были очень уставшие, голодные, продрогшие, как от холода, так и от неизвестности. Они не знали, что их ожидает завтра.
Мужчины стали рубить ветки сосен, елок и сооружать шалаши, делать настил на землю, чтобы хоть как-то поспать, так как все были измотаны. В этом строительстве все помогали друг другу. Когда более или менее все их жилища были сооружены, они развели костер, поели, у кого что было, и пошли спать. А на утро, когда все проснулись и вышли из своих шалашей, все были в ужасе, многие плакали, лес был белый, ночью выпал снег, и было холодно. В избушку им входить было запрещено, так как там жили люди, которые их «охраняли». Сопровождающие сказали поселенцам, что до наступления морозов они должны построить себе барак, иначе они все умрут от холода. И всем поселившимся в лесу людям все пришлось начинать с нуля. Пока строился барак, люди продолжали жить в шалаше. По рассказам Марфы Самсоновны, в то время их спасал сундук, потому что в него они спасали одежду, вещи от сырости, в нем спали
85
Марфа Самсоновна Игнатова с сыном Леонидом и Агафьей Филипповной Игнатовой
их маленькие дети. Хотя когда она всю дорогу тащила его с собой, многие, кто с ними ехал, спрашивали, зачем ей такая тяжесть нужна, уговаривали бросить его. Этот сундук до сих пор хранит у себя Галина Федоровна.
Через месяц барак был построен и все семьи перешли в него жить. Многие не дожили и погибли от холода и сырости. Умерли дети Марфы Самсоновны и Федора Андреевича, умер отец Марфы Самсоновны. Хотя люди и жили, как в казарме, все были рады, что у них есть теплое жилье. Как только появилось жилье, людям сказали, что они каждый день будут ходить на работы в лес и заготавливать лес государству. Каждый день мужчины и женщины вставали рано и уходили в лес и работали до позднего вечера. Мужчины пилили и рубили деревья, а женщины рубили сучки и на лошадиных повозках возили бревна до реки. В бараке разрешали оставаться только одной из женщин, чтобы она присматривала за детьми, скотом. У них к тому времени в хозяйстве было две козы и немного кур. Так они работали всю зиму, а весной мужчины работали в лесу и обрабатывали землю. Женщины сажали и выращивали морковь, горох, картофель, капусту. По реке сплавляли лес, сооружая из него плоты. По реке для разведения им привезли свиней, много кур, все были очень рады. В этом небольшом поселении был образован колхоз. Все выращенное: овощи, скот (мясо) — сдавалось в колхоз, иногда что-нибудь давали поселенцам. Осенью после уборки урожая женщин отправляли на заготовку грибов, ягод на зиму для колхоза, а чтобы заготовить что-то для себя, людей отпускали редко.
86
Андрей Федорович Игнатов.
В 1933 г. у Марфы Самсоновны и Федора Андреевича родился сын Александр, а в 1936 г.— дочь Галина. Семья Игнатовых жила в Вожаеле с 1930 по 1939 гг.
Осенью 1939 г. мужчин собрали всех вместе и объявили, что их отправляют в верх по реке Вымь разрабатывать новые глухие места и строить новые бараки для людей, которые должны в скором времени туда прибыть, то есть для таких же ссыльных, как и они сами. Женам с мужьями ехать запретили.
Все женщины, дети, старики остались в Вожаеле, а мужей отправили на барже в Божьюдор (но это он потом так будет называться). Божьюдор в переводе с коми на русский звучит так: «бэж» — хвост, «ю» — вода, «дор» — возле, то есть «хвост возле воды». После того как мужчины построили барак, в Божьюдор на барже привезли большое количество людей, по рассказу Марфы Самсоновны детям, белорусов. Вновь прибывшие так же зимой работали в лесу, а летом обрабатывали землю, выращивали овощи и сдавали в колхоз. В 1940 г. Марфе Самсоновне разрешили с детьми и матерью переехать из Вожаёля к мужу в Божьюдор. Мужчинам приходилось работам везде, куда их посылали. Отправляли их и в Чибью строить плоты, косить сено.
Прожили в Божьюдоре Марфа Самсонов-на с Федором Андреевичем, детьми и матерью до 1941 г. Когда началась война, вся их семья вернулась жить и работать в Вожаёль. Федора Андреевича на фронт не брали, говорили, что ссыльных не берут. Но в 1942 г. мужчин с поселения собрали и отправили на фронт. Валка леса, дети, хозяйство — все это легло на плечи женщин.
На войне Федор Андреевич воевал под Ленинградом на Волховском фронте. В боях под Сенявино при окружении немцев в 1942—43 гг. Федора Андреевича два раза ранило в ногу, второй раз он тяжело был ранен в бедро, после госпиталя его комиссовали, и в 1943 г. Федор Андреевич приплыл по реке на лодке в Вожаель на двух костылях. Подлечившись и встав на ноги, в 1944 г. его с несколькими мужчинами отправили в поселок Жешарт строить завод, жену с детьми вместе с Федором Андреевичем не отпустили.
Галина Федоровна Игнатова.
87
В Жешарте им все приходилось начинать с нуля, посреди леса находилось всего два дома. Мужчины построили бараки и начали строить завод.
Марфа Самсоновна два года жила с детьми и матерью в Вожаеле, ее никак не хотели отпускать к мужу. В 1946 г. она решилась бежать, никому ничего не говоря. С нею пошла ее мать, дети, взяли кое-какие вещи, козу, немного картошки, бутыль масла. Дочь Марфы Самсоновны, Галина, к тому времени в Вожаеле заканчивала третий класс, а Андрею было около семи лет.
Была ранняя весна, но река уже была открыта. Им повезло, потому что пришел лагерный катер, он привозил продовольствие для поселенцев. Марфа Самсоновна уговорила их взять с собой, так они доплыли до Весляны. Это была раньше портовая перевалочная база, там находилось много продовольственных складов. В Весляне им пришлось ждать 2—3 дня, пока Марфа Самсоновна не нашла катер, который вез лагерников в Княжпогост. Брать их на катер долго не хотели, потому что было строго запрещено перевозить посторонних, но потом из-за маленьких детей согласились. Не доезжая до Княжпогоста 2 км, как только показался город, катер остановился, и Марфу Самсоновну с детьми и матерью высадили на берег. Там они издалека впервые увидели электричество. В Княжпогосте Марфа Самсоновна разыскала знакомых по поселению людей, которые дали им возможность два дня отдохнуть, а затем эти же знакомые помогли им найти машину, на которой они доехали до Усть-Выми, а затем по реке на теплоходе доплыли до Жешарта. Марфа Самсоновна нашла мужа, и они стали жить все вместе.
Марфа Самсоновна и Федор Андреевич долго боялись, что кинутся их искать с поселения, но никто их искать не стал, и они наконец-то стали устраивать свою жизнь. В Жешарте их дочь Галина пошла в четвертый класс, а Андрей пошел в первый класс. В скором времени в их семье родился сын Леонид.
Построив завод, Федор Андреевич временно работал продавцом, так как умел неплохо считать и был немного грамотным, а когда открылся на заводе цех по производству шпал, он пришел работать в цех. После открытия этого цеха у людей появилась надежда на строительство своих домов.
На шпалорезке Федор Андреевич работал с семи утра и до пяти часов вечера, выполняя план, а после работы разрешалось по заявкам резать шпалы людям на строительство домов, а строиться хотели все, каждому хотелось уйти из барака и жить самостоятельно. Вот и приходилось Федору Андреевичу работать до двенадцати часов ночи почти каждый день, потому что он не мог отказать людям. Приходил домой уставший и замертво падал спать, а утром вставал в 6 утра и шел на работу. И так изо дня в день.
88
Семья Игнатовых с родственниками. Г. Михайловка. 1965 г.
Потом Федор Андреевич работал в подсобном хозяйстве агрономом. Завод имел свои поля и снабжал людей овощами. По воспоминаниям Галины Федоровны, он был очень отвественным и работящим: на полях работал вместе с рабочими, а на уборке картофеля пока всю картошку с поля не увезет — домой не пойдет.
После 1946 г. в поселок Жешарт стали привозить ссыльных немцев, поляков, латышей, все они жили на берегу реки Вычегды в землянках, очень сильно бедствовали, ходили по помойкам, потому что власть к ним плохо относилась, ничего им не давала, но люди им помогали.
В 1953 г., когда в Жешарте открылся ОРС, Федор Андреевич работал там кладовщиком. Работы он не боялся, как говорил: «Куда пошлют работать, туда и пойду». Галина Федоровна и Андрей Федорович до сих пор вспоминают, какое удивительное здоровье было у их отца, сколько выносливости в нем было, работал за двоих и никогда не жаловался.
Марфа Самсоновна также работала в п. Жешарт сначала в пекарне, а затем на фанерном заводе, а когда Федор Андреевич работал в ОРСе, то Марфа Самсоновна помогала мужу по работе. Федор Андреевич умер в возрасте 80 лет, а Марфа Самсоновна дожила до 92 лет.
Дети до сих пор живут в п. Жешарт: Галина Федоровна по направлению от сельпо выучилась на бухгалтера, вышла замуж, живет в Жешарте. Андрей Федорович женился, жил и работал в Жешарте на заводе. В на-
89
стоящее время они оба на пенсии. Брат Леонид Федорович жил и работал в поселке Жешарт, строил новый завод совместно с финнами, и на нем всю жизнь проработал, умер от рака.
В 1991 г. их семью реабилитировали, но об этом они узнали позже.
Из фонда воспоминаний и писем научно-исследовательской лаборатории «История крестьянства Европейского Севера в 20—30-е годы XX века». Воспоминания Г. Игнатовой (Фоминой) и А. Игнатова о своих родителях записаны в ноябре 2003 г. студенткой юридического факультета И. П. Вотин-цевой. Декабрь 2000 г.
АРХИВНАЯ-'СПРАВКА
; v Игнатову А.Ф.
' " 19 февраля 1997 г- № 374.
В документах архивного фонда Михайловской районной особой комиссии по ликвидации кулачества по Поповскому с/совету имеются сведения о Щербакове Самсоне Савельевиче.
Выписка из протокола Ш I заседания Поповской сельской комиссии по ликвидации кулачества как класса.Михайловского района1 •
«Слушали: рассмотрение материалов на кулацкие хоэ-ва.
Ш 6. Щербаков Самсон Савельевич ~ кулак» владелец мельницы, имел по несколько постоянных батраков,' имел аренду земли до 50 дес, занимался перепродажей скота, имел 1/5 часть трактора,,I/ 3 часть паровой машины, добровольно отступал с белой армией, за невыполнение контрольной цифры',-по хлебу подвергался, кратному самообложению в сумме 490 руб., вел агитацию против сов. влас-
Постановили: имущество кулака.Щербакова, перечисленное в описи 6, конфисковать, из которого часть реализовать на покрытие гос. долгов в сумме 955 руб#, остальное передать в неделимый1 фонд колхоза «Правда». Кулака Щербакова и егно семь», сына и сноху и 5 внуков выслать из пределов" Н. В* Края».
Имеется^повагонный, список на,выселяемые кулацкие хозяйства из Михайловского,района: вагон, Я2 9
Щербаков, Самсон Савельев - 62 года * v
, Жена Мария Ананьевна - 62 года
-,Сын Федор - 28 лет
Сноха Мария - 27 лет
Внучка.Анастасия - 8 лет
Внучка' Ольга -4 года
Внучка Надежда - 8 мес.
Опись имущества в документах отсутствует.
Основание:- Ф. Р- 744. Оп.1. Д. 5. Л.6$,Д. ,8. Л., 21-22.
Директор ГА Волгоградской области, к.и.н. ff.ff. Смирнов Исполнитель В.Н. Бабанова
Дата заседания комиссии в документе не указана.
91
КОРТКЕРОССКИЙ РАЙОН
СОКОЛОВА ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА
Спецпоселок Боровой, Корткеросский район
Прошу подтвердить факты применения к нам политических репрессий в виде ссылки в Республику Коми.
В 1930 г. моих родителей, Соколовых Федора Алексеевича (1888 г.р.) и Анну Харитоновну (1890 г.р.) и нас, шестерых детей, после раскулачивания отправили в ссылку в Коми АССР.
В Воронеже нас погрузили в товарные вагоны и привезли в г. Котлас. В Котласе перегрузили на пароходы и выгрузили в селе Богородск Сторо-жевского района. В Богородске распределили по домам. Мы жили у Михайловых Семена Михайловича и Лидии Николаевны. У них были маленькие дети — Анна и Мария одного и двух лет, и я у них потом работала в няньках два лета. Они брали разрешение сельсовета на мое проживание.
Затем нас перевезли в с. Троицк. Поставили на квартиру — забыла имена хозяев, но очень хорошие люди, потом они меня устроили в няньки к Габовым (Прокопий и Маланья).
Затем нас перевезли в село Нившера в 40 км в глубь тайги и там расположили в лагере для ссыльных, где комендантом был Микушев.
В первое время давали пайки — муку, крупу и др. Говорили: «обживайтесь, это ваше постоянное место жительства». Открыли школу, где преподавателями были Николай Николаевич и Лидия Николаевна. Отца отправили в 1931 г. в Сторожевск на ускоренные курсы прорабов. Он их закончил, вернулся с дипломом прораба, началось строительство домов.
Но грянул голод по всей стране, а уж для ссыльных и подавно. Люди стали пухнуть и умирать от голода. У нас тоже умер один брат, которому было 6 лет. Стали думать, как сбежать в села, к людям. Поскольку я три лета жила в семьях коми, то хорошо знала их язык. Это помогло мне вывести из поселка по одному сначала отца, потом брата и мать. Каждый шел до Котласа пешком почти год. Самых маленьких, Соколову Марию Федоровну (1926 г.р.) и Соколову Александру Федоровну (1928 г.р.), отправили в детский дом в село Небдино.
20 марта 1996 г.
Из заявления Е.В. Соколовой в МВД РК Хранится в НА РК.
92
ЦГА "Ж: сообщает» что. в: дх>|гуз^^
1<ЧоТЧеСТВб'
Д^е^Г/Еёбдй^
Мария Федо^овн^.''I :Л^-Л^ЛЛЛ^'^Л}^ : 4>i&?/
-B .довументах.; указано - место- ро^енйяг\<Во^онвжскад *-обд*. f им>;ет-;|)р^йтвлеД; ';.:VyVv ,>v; i*v " -v'';^r%"v" V" л, 'ЙЭГГи^бВв^вет eiiiiir'CejtbatoBa
Федора' Алексеев«^а>''документ ах^архива ^нё^Ьзсрак^ось; :VV V * • Основание^ 'Ф^;^Х44';»6в.1^4*' 285V:i^4oV;;'^';b? Г - *
,\ tepesVop = ^\ V }':ri''£.: Лактионова
ВЫСОЧИНСКИЙ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ
Спецпоселок Щудог, Корткеросский район
В 1931 г. наша семья, проживавшая на хуторе Прыдки Даниловского района Волгоградской области, была раскулачена и выслана на спецпоселение в Коми АССР. Состав семьи: мать — Высочинская Марфа Федоровна, 49 лет, брат Михаил, 18 лет и я, Иван, 11 лет.
До станции Котлас нас везли по железной дороге, затем перегрузили на баржи и везли по Вычегде до села Небдино Сторожевского р-на. Через непродолжительное время перевезли во вновь строившийся поселок Щудог, что примерно в 20 км от Небдино.
В сентябре мать умерла, брат Михаил уехал в неизвестном направлении, меня определили в детский дом с. Палевицы Сыктывдинского района. С 1937 по 1941 гг. обучался в горном техникуме в пос. Ухта; по окончании работал на газовом промысле пос. Крутая комбината Ухтанефть. В1941 г. был призван в армию, демобилизовался в 1945 г. инвалидом 2 группы.
Убедительно прошу Вас подтвердить факт высылки нас на спецпоселение в Республику Коми, т.к. УВД Волгоградской обл. этими данными не располагает...
Рассчитываю на Ваше внимание.
15 июня 1999 г.
Заявление в МВД РК Хранится в НА РК.
93
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОН
ВИШНЕВСКАЯ (ДЕРИНГ) ЮЛИЯ ДАВЫДОВНА
Спецпоселок Расью, Усть-Куломский район Спецпоселок Коччойяг, Сыктывдинский район
Деринг Давыд Иванович, 1914 г.р., немец, м.р. с. Новая Норка, Добринский с/с, Сталинградская обл., м.п. по месту рождения. Выслан в 1930 г. на основании Постановления СНК и ЦИК от 01. 02.1930 г. как член семьи кулака. М с/п: п. Веж, Усть-Куломский р-н, Коми АССР; п. Коччойяг, Сыктывдинский р-н, Коми АССР. С/с: жена — Деринг (Слепухина) Агриппина Яковлевна, 1918 г.р.; теща — Слепухина Анна Петровна, 1894 г.р., тесть — Слепухин Яков Захарович, 1896 пр., дочь — Деринг Мария Да-выдовна, 1937 г.р., сын — Деринг Давыд Давидович, 1939 г.р.; дочь —Деринг Юлия Давыдовна, 1942 г.р., дочь —Деринг (Рыбкина) Валентина Давыдовна, 1950 г.р., сын— Деринг Владимир Давыдович, 1953 г.р.*
Вишневская (Деринг) Юлия Давыдовна родилась 18 апреля 1942 г. в селе Часово Сыктывдинского района Коми АССР в семье спецпереселенцев Деринг Давыда Ивановича и Агриппины Яковлевны.
Мать, Деринг (Слепухина) Агриппина Яковлевна, родилась 6 июня 1918 г. на хуторе Ширяй Иевлинского района Волгоградской области. У них была большая семья: мать Кондоурова Анна Петровна, отчим Кондоуров Николай Акимович, дед Кондоуров Аким, брат Павел, младшие сестры Александра и Мария. Они были казаками.
Отец, Деринг Давыд Иванович, родился 3 декабря 1914 г. в деревне Новая Норка Камышинского района Саратовской области. Его семья: мать — Деринг Луиза Андреевна, отец — Деринг Иван, братья Иван и Андрей.
Родителей Агриппины Яковлевны объявили кулаками, отобрали имущество и в 1930 г. семью в полном составе сослали на север. Маршрут переселения был одинаков для многих раскулаченных семей: сначала их по железной дороге довезли до Котласа (в вагонах для скота, без элементарных условий и питания). Потом на баржах, буксируемых катерами, плыли по реке Вычегде до Усть-Кулома. Там происходила сортировка переселенцев, и их распределяли по поселкам. Оттуда семью привезли в поселок Расью на лесозаготовки.
Семью Давыда Ивановича также раскулачили, и он вместе с матерью и двумя старшими братьями в 1930 г. был отправлен на спецпоселение в Коми край.
* Покаяние: Мартиролог/ Сост. Г.Ф. Доброноженко, Л.С. Шабалова Т 4 Ч 1 С. 872.
94
В таежном поселке выходцам с южных областей России в то время жилось очень трудно, люди умирали с голоду. Приходилось просить милостыню у местных коми, потому что они были зажиточными.
В 1933 г. Агриппина Яковлевна и Давыд Иванович поженились. У них родились дети: Мария (1937 г.р.), Давыд (1939 г.р.), Юлия (1942 г.р.), Александр (1947 г.р.), Валентина (1950 г.р.), Владимир (1953 г.р.). Родители работали на лесоповале за паек хлеба. Надо было выполнять и перевыполнять норму, чтобы получить те крохи, которые полагались по карточкам. Дети, как могли, помогали родителям. Много пришлось им натерпеться унижений и оскорблений как кулакам.
В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, деда Юлии Давыдовны Кондоурова Николая Акимовича забрали на фронт. Он воевал под Ленинградом, там и погиб.
В 1942 г. Деринга Давыда Ивановича призвали в трудармию на строительство железной дороги в Кожве до Печоры. На фронт его не взяли из-за неблагонадежности, так как он по национальности немец. На стройке он заболел, его комиссовали, и через девять месяцев он вернулся к семье. Он был очень худым и изможденным, на стройке работали день и ночь, как рабы, их почти не кормили.
Позже всю семью перебросили из поселка Расью в поселок Коччойяг (Пычимский леспромхоз). Родители работали на лесоповале, потом Давыд Иванович стал работать кузнецом. Дети ходили в школу в Часово за 5 км от дома.
До 1953 г. семья Деринг считалась спецпереселенцами. Они были вынуждены каждый день отмечаться у коменданта, не могли никуда выехать, их постоянно унижали, били, притесняли, обзывали врагами народа. Дети не могли поступить учиться в профессиональные учебные заведения.
В 1954 г. надзор отменили и людям стали выдавать паспорта. Они больше не ограничивались в перемещении и могли ехать куда хотели. Но на родину семья Деринг не поехала, ведь прошло много лет, люди привыкли к суровому климату Коми края, здесь уже была более или менее налаженная жизнь. Позже всю семью реабилитировали, признав, что они ни в чем не виноваты.
Вишневская (Деринг) Юлия Давыдовна, дочь спецпереселенцев, родилась уже в Коми АССР, в селе Часово. В 1957 г. окончила семилетнюю школу, затем в 1960 г. — строительное училище № 9. В 1961 г. приехала на комсомольскую стройку Сыктывкарского ЛПК, первое время строили временное жилье (ВДП) для строителей СЛПК. Работа была тяжелая. Одновременно она училась в техникуме, окончила его в 1981 г. После окончания техникума работала сменным мастером на заводе КПД, сейчас на заслуженном отдыхе.
Юлия Давыдовна вышла замуж, у нее есть сын, внуки.
95
Хотя прошло с тех пор уже очень много лет и семью давно реабилитировали, но отголоски того страшного времени не дают покоя и по сей день. Люди, которые пережили тот кошмар, до сих пор помнят, как их унижали и оскорбляли ни за что, они обижены на власть, на судьбу, хотя и смирились с этим. Они не хотят вспоминать те времена и неохотно рассказывают об этом окружающим. Им больно до сих пор, хотя многие из тех, кто пока еще живет и помнит те годы, тогда были детьми.
Из фонда воспоминаний и писем научно-исследовательской лаборатории «История крестьянства Европейского Севера в 20—30-е годы XX века». Воспоминания Ю.Д. Вишневской (Деринг) по рассказам родителей записаны в декабре 2003 г. студенткой факультета управления А.В. Лужковой.
УДОВИЧЕНКО СТЕПАН ТРОФИМОВИЧ
Спецпоселок Пивью, Усть-Куломский район
Удовиченко Степан Трофимович, 1883 (1884) г.р., украинец, м.р. с. Новая Полтавка, Екатериноспасская губерния, м.п. х. Куликовский, Мачушанский с/с, Еланский р-н, Воронежская обл. Выслан в 1931 г. на основании Постановления СНК и ЦИК от 01.02.1930 г. как бывший кулак 2-й категории. М. с/п: п. Пивью, Усть-куломский р-н Коми АССР. С/с: мать — Удовиченко Мария Спиридоновна (Степановна), 1860 г.р.; отец — Удовиченко Трофим Никитич, 1860 г.р.; жена — Удовиченко Мария Евминовна (Евдокимовна), 1883 г.р.; сын — Удовиченко Антон Степанович, 1916 г.р.; внучка — Удовиченко Валентина Анатольевна, 1943 пр.; внучка — Удовиченко Нина Антоновна, 1946 пр.*
История моей жизни
Моим детям и внукам
Родился я на хуторе Куликовка Мачешанского сельсовета Еланьского района (в то время Саратовской области) 16 января 1916 г. Хутор Куликовка находился в 7 км от села Мачехи и в 67 км от станции Филонове
Хутор наш был небольшой, всего 18 дворов— 18 единоличных хозяйств. Хуторские родители не отдавали своих детей в школу, которая находилась в с. Мачеха, а нанимали учителя с соседнего хутора Никулин-ка. Учитель вел только два класса — первый и второй, учеников было не больше десяти. Учил по квартирам — неделю у одного ученика, неделю
* Покаяние: Мартиролог / Сост. Н.М. Игнатова...Т. 4. Ч 2 С 527
96
— у другого. И мне предстояло учиться в этой школе, несмотря на то, что я знал буквы, умел складывать и вычитать. Когда я пришел в школу, учитель спросил, у кого я учился. На что я ответил: «У сестры и матери». Через некоторое время он пересадил меня за другой стол, т.е. во 2-й класс.
А на следующий год меня отдали в настоящую школу в 3-й класс в село Мачеха. Устроили меня на квартиру у вдовой женщины, муж которой погиб в революцию 1917 г. Ее старший сын был женат, а с младшим мы учились в одном классе. Мы с ним не ладили, ссорились, а иногда даже дрались. Я его не боялся, он был слабее меня. Ни мои родители, ни его мать не знали, что мы ссорились. В этой школе и на этой же квартире я закончил и 4-й класс. Учился я охотно и с любовью. Математика и грамматика давались легко, а вот читать я ленился, и читал плохо. На выходные дни, особенно если погода была хорошая, частенько убегал домой (наш хутор находился 7 км от с. Мачехи), а в понедельник рано утром отец запрягал лошадь и увозил меня обратно в школу.
В 5-й класс ШКМ (школа колхозной молодежи) меня не приняли, ссылаясь на то, что я из зажиточного хозяйского двора. Так закончилась моя учеба и началась для меня и моих родителей совершенно другая жизнь. Назревала сплошная коллективизация и раскулачивание зажиточных хозяйств. Хозяйство нашей семьи было довольно крепкое.
Семья состояла из шести человек:
• Дедушка Трофим (1865) с бабушкой Марией;
• Отец Степан (1883) с матерью Мариной (1885);
• Сестра Феня (1909) и я — Антон.
Моя старшая сестра Нюра (1906) была выдана замуж за Василия Крышку на хутор Камаревка за 25 км от нашего хутора. На этом хуторе жили и три двоюродных маминых брата. Вскоре и сестра Феня вышла замуж в нашем хуторе через один двор от нас, за Константина Бута.
Хозяйство у нас было большое:
•земли 30 десятин;
•10 рабочих лошадей, 10 коров (это кроме молодняка), 5 овец, свиньи;
•инвентарь: косилки травяные и хлебные, сеялки разные, плуги, бороны, грабли конные и многое другое.
Землю хуторяне делили на каждую семью по количеству членов и перемеряли через каждые 5 лет, потому что состав семьи менялся. Мы с товарищем бегали смотреть, как саженем двухметровой ширины отмеряли полосы земли и делали заметки на своей полосе. Земля была тяжелая для вспахивания, и поэтому запрягали по 5 лошадей в один плуг. Одна пятерка лошадей работает с раннего утра до обеда, а вторая пятерка — с обеда до позднего вечера...
Свой пай земли мы засевали в основном пшеницей и частично ячменем и овсом. Овес сеяли на корм лошадям. Из ячменя мололи муку для корма свиньям и лошадям тоже. Мякину сбрызгивали водой, перемеши-
97
J
1 )
План дома деда Трофима и бабы Марии (построен в 1921 г.)
троен в 1921 г.)
вали с ячменной мукой, и лошади любили есть этот корм. Ячменной и овсяной соломой кормили рогатый скот. Овец кормили сеном, которое арендовали у казаков.
Пшеничная солома шла на постель свиньям, а еще много пшеничной соломы шло на отопление дома — топили соломой две печи-голландки. Вечером бабушка или мама запихивали в топку печи пучки принесенной в хату большой вязанки соломы. Пшеницу мололи на муку, избытки продавали на базаре. Базары были очень большими. На базаре ходили скупщики и закупали пшеницу, скот на мясо. Иногда отец брал меня с собой. Мне все там было интересно. Там и карусель была.
Усадьбы у хуторян были большими. Наш дом на хуторе Куликовка построен был в 1921 г. дедом Трофимом. А до этого мы жили в хате, купленной у немцев. Наш новый деревянный дом был из трех больших комнат с коридором на всю длину дома и объемной кладовой. Во дворе находились постройки для скота, гумно. На усадьбе садили картофель, огурцы, помидоры, горох, подсолнечник. Семечек хватало для изготовления подсолнечного масла на целый год.
Наша семья года два держала на хозяйстве работника. Его звали Володей. Отцу пришлось рассчитать его, потому что он подружился с младшей сестрой братьев Кулик (их было трое), она тайно сделала аборт и умерла. Да и правительство к тому времени строго запрещало держать работников в хозяйстве.
98
В наших краях был обычай — молодоженам выделять часть хозяйства с землей, чтобы молодая семья могла жить самостоятельно. И моим старшим сестрам выделили: отец — по паре рабочих быков, мать — корову, бабушка с дедушкой — по овце.
Наступил 1929 г. Убрали урожай. Обмолотили пшеницу, ячмень, на нас сразу наложили хлебный налог. Мы с отцом двумя подводами вывезли хлеб на районный элеватор. На нас снова наложили налог, мы снова вывезли хлеб. Наложили в третий раз, но вывозить уже больше было нечего. Вскоре после этого пришли уполномоченные и арестовали отца за невыполнение сдачи налога.
В декабре 1929 г. забрали у нас всю скотину и заставили меня и дедушку отогнать скот в Мачеху в сельсовет, а нас переселили из дома в летнюю кухню. Вернулись мы с дедушкой домой и вскоре нас арестовали и угнали пешком в районный центр за 25 км, в г. Елань.
Поместили нас в большую комнату. Было много народу, все лежали на голом полу без постели друг возле друга. Через неделю меня с моим товарищем отпустили домой как несовершеннолетних. В летней кухне мы прожили до середины лета 1930 г. К нам через некоторое время вернулась наша лошадь — рыжая матка. По ней было видно, что она довольна, что пришла домой, и я был рад ее приходу. Я ухаживал за ней, кормил сеном, выпускал на пастбище. Один раз я ездил на мельницу молоть пшеницу с троюродным братом — Степаном Куликом. Мы привыкли к такой жизни и думали, что так и будем жить.
А ранней весной этого же года из хутора выслали две семьи: Вереща-ков Максима и Никиты и Прокопия Бута. Прошел слух, что их увезли на Соловки. На самом деле их отправили в г. Караганду на угольные шахты. И слышно опять было, что, не имея опыта работы в шахте, Виктор и Андрей с их отцом Федором попали под завал и погибли. После раскулачивания, когда забрали у нас всю скотину, комсомольцы-активисты постреляли всех хозяйских собак и кошек и сдали их в заготпушнину. Погибли и наши две собачки, и мы зимовали без них.
Сватов наших и Нюрину семью раскулачили на год раньше нас. Она вышла замуж в богатую семью. После раскулачивания вся семья, а их было 10 человек: двое стариков, свекр и свекровь с четырьмя детьми (две девочки, 10 и 12 лет, и двое малышей), Нюра с мужем — покинули хутор Комаровка. Муж Нюрин ушел сразу же и пропал без вести, а остальные покинули хутор позже. Нюра с дочкой осталась у Штаньковых. Позже она списалась с Василием Погореловым, которого выслали раньше в Караганду. К этому времени у Василия умерла жена и Нюра уехала к нему и вышла за него замуж.
К весне 1930 г. в нашем хуторе организовали колхоз. Председателем хуторского колхоза назначили дядю Кузьму Кулика. Колхозный двор устроили в усадьбе высланного Прокопия Бута. Колхозники отвели на Бутов
99
двор своих лошаденок и коровок, а весной начали проводить посевную на земле, вспаханной еще осенью хозяевами усадеб.
Сенокос у нас всегда начинался сразу после Троицы. Дядя Кузьма Кулик предложил мне поработать в колхозе на моей лошади — сгребать сено. Но дня через три лошадь мою забрали на колхозный двор, а нас выселили из летней кухни в дом дяди Яши Беленко, нашего дальнего родственника, которого выслали раньше. Поместили к дяде Яше нас троих — меня, маму и бабушку (отец и дедушка были арестованы) — и сестру Феню со свекровью и четырьмя детьми. Так прожили мы недолго, ближе к зиме нас перевели в бедняцкую хату (хозяина Голушко), в которой мы прожили до мая 1931 г.
В мае 1931 г. подошли к нашей хате подводы, посадили нас (пятеро взрослых и четверо детей) и повезли в районный центр г. Елань на товарную станцию железной дороги и поместили в большие дощатые сараи — бывшие купеческие склады.
Через некоторое время к нам привезли наших мужчин — отца и дедушку. Прожили мы на станции дней десять. Потом подогнали товарные вагоны. Мы их называли телячьи, потому что в них возили скотину. Вагоны были приготовлены к своему назначению — в них по обе стороны в два яруса были сооружены нары. Был дан приказ загружаться. Погружались медленно, неохотно, было много слез. Некоторые не хотели ехать, пытались остаться — не получилось. В это время привезли на подводах с нашего хутора еще три семьи: две семьи Лобурец и семью Бута Степана Николаевича (его жена была моей родной тетей — отцова сестра). Семья тети была большая — пять человек взрослых и трое детей. Погрузились мы в вагоны и распрощались навсегда со своим хутором.
Мы не знали, куда нас везут, власти ничего нам не говорили, только мужчины догадывались, что везут нас на север. Приехали мы в Котлас. Нас было очень много — целый состав товарного поезда и каждый вагон переполнен людьми. По-моему, это были люди из двух районов — Елань-ского и Руднянского. Погрузили нас из вагонов в баржи. Баржи были огромными и крытыми. Их оказалось шесть. Забуксировали нас два парохода и потащили вверх по реке Вычегде. Ехали без остановок день и ночь, только в г. Сыктывкаре сделали остановку. Сыктывкар тогда назывался Усть-Сысольск, а территория Коми республики входила в состав Архангельской области. Выделение Коми республики из Архангельской области произошло в 1921 г.*
В Сыктывкаре нам всем выдали круглые большие буханки ржаного хлеба, спеченные на поту без форм, и мы впервые попробовали ржаной хлеб. Дома у нас пекли только пшеничный хлеб, потому что рожь у нас не сеяли.
Плыли дальше. Две баржи оставили в Сторожевском районе. Там остались семья моей тети и одна семья Лобурец. Четыре баржи потащили
* Так в текст. 100
дальше. В Усть-Куломском районе оставили еще две баржи. Выгрузили и нас, причем высадили на противоположный берег от села Усть-Кулом. Оставшиеся две баржи потащили дальше по Вычегде до села Вольдино. В Вольдино была последняя выгрузка сосланных.
Выгрузились мы на ровный берег, на лужок, как раз на Троицу это было, и вдруг пошел снег и накрыл всю землю. Все испугались, но снег вскоре расстаял. Как выяснилось позже из рассказа моей жены Клавы (тоже запомнившей выпавший снег на Троицын день), на этих же баржах и в это же время везли и воронежских раскулаченных до с. Вольдино, а дальше пешком они добирались до реки Печоры в поселок Ичет-ди.
Нас начали перевозить на волокушках в село Носимо и размещать по квартирам местных жителей. Из наших знакомых вместе с нами оказались семья Лобурец и наша Феня со свекрами.
Местные жители коми деревни относились к нам с сочувствием, жалели и говорили «конеръяс морт, конеръяс морт!» — «бедные люди, бедные люди!». Коми люди очень добрый народ.
Всех мужчин начиная с 15 лет мобилизовали на работу и распределили по строящимся объектам. Часть рабочих отправили на строительство будущего поселка Пивью, часть рабочих — на постройку моста через речку Пивью, а остальных — на строительство дороги к поселку. Дорога уже была. Но по ней можно было ездить только зимой, а летом нельзя из-за низких болотистых участков. И вот нам приказали проложить лежневку на низких местах. Мы с отцом попали в одну бригаду на строительство лежневой дороги.
А строили следующим образом. Ложили четыре хлыста вдоль дороги в метре друг от друга, затем делали накат, т.е. поперек на хлысты ложили бревна, а сверху по краям ложили живину (тонкая длинная жердь) и прибивали колышками, чтобы поперечные бревна не сдвигались в кучу при езде. Бревна заготавливали у обочины дороги и подносили на себе.
А когда проложили лежневку до поселка, нас перевели на строительство п. Пивью. В деревню Носимо, где осталась наша семья, мы с отцом больше не попали. Осенью на волокушках по новой дороге стали перевозить в поселок семьи. А поскольку жилье в поселке еще не было построено (успели построить жилье коменданту и завхозу да хозяйственные постройки: склад для продуктов, погреб для картошки привозной), то семьи привозили и оставляли на низком берегу, не доезжая моста, где росли высочайшие ели. Под ними и размещались переселенцы. Мастерили курени из еловых веток и коры березы. Не было спасения от комаров, кусали и днем и ночью, особенно детей. Спасались только дымом от костров. На противоположном правом берегу, где размещался поселок, росли сосна и береза. Там комаров было меньше. В обрывистом берегу реки и начали копать землянки для жилья переселенцы. По приезду нашей семьи — бабушки, дедушки и мамы — мы тоже соорудили землянку с окошком.
101
Начали выдавать продуктовый паек.
• Рабочим давали на день 700 г хлеба и какой-то приварок (крупы);
• Остальным — 300 г хлеба и немного крупы.
С наступлением зимы, когда выпал снег, почти всех рабочих отправили на лесозаготовку в ближайшие лесопункты. В поселке оставили нескольких рабочих строить пекарню и магазин. Жилые дома зимой не строили. Нас с отцом отправили в лесопункт на заготовку леса. Мы валили деревья, обрубали ветки и сучья, корили. Ветки и сучья обязательно складывали в кучи, чтобы не мешали вывозке леса и для порядка.
А в поселке от плохих условий зимовки и недоедания начался мор. В первую же зиму умер дедушка. Нас с отцом не оповестили о смерти дедушки, потому что мы находились далеко от поселка, а связи с поселком никакой не было. Узнали о смерти, когда мы вернулись домой в поселок, весной. Хоронили всех умерших в общей яме (2x2 м) без гробов. Больше смертей приходилось на весну.
По возвращении в поселок меня с отцом направили на строительство жилых домов. Строили дома барачного типа — по середине дома длинный коридор, а по обе стороны — большие комнаты (6x6 м каждая). В комнатах сооружали нары. В каждую комнату заселяли по 4 семьи.
Когда построили два дома, то и нашу семью поселили в одну из комнат. Воровски ходили в Усть-Кулом менять вещи на продукты. Ходил и я. Мама давала что-нибудь из вещей, и я ходил по дворам менял и попрошайничал. Жители Усть-Кулома относились к нам с пониманием.
Летом 1932 г. некоторые тайком начали уходить на родину Уходить с поселка запрещалось, не разрешал комендант, следили активисты — прислужники коменданта (наши же поселковые). Уходили из поселка не по мосту, а где-нибудь в брод через речку, тайком. Невозможно описать всех тягот нашей невыносимой жизни, которая продолжалась более 3 лет.
Весной, в мае, 1933 г. умерла бабушка. Отец в это время был на лесозаготовке, и хоронил бабушку я. Положил на подводу, она была такая маленькая, легенькая и худенькая, подвез к яме и столкнул с воза в общую могилу Так хоронили своих все.
Вторую половину лета пережить было легче, потому что в лесу появлялись ягоды и грибы. Много грибников и ягодников блудило и погибало в лесу. Мне приходилось перекапывать колхозное поле уже после уборки картофеля, чтобы найти там оставшуюся картошку. Наберешь ведерко картошки и тащишь в поселок родителям за 50 км (п. Пивью находился от Усть-Кулома в 50 км).
В декабре 1933 г. шлялся я неприкаянный по Усть-Кулому, Ночевать приходилось в теплых банях (после мытья хозяев), потому что местным жителям не разрешалось пускать переселенцев на ночлег под угрозой большого штрафа. И вот один единоличник, Мишарин Александр, предложил мне поработать за него на его лошади. Он не захотел вступать в колхоз, и на него и его лошадь наложили трудовую повинность — возить
102
в лесопункты продукты: муку, хлеб, крупы. Сам он занимался рыбной ловлей и работать на лошади ему было некогда. Я с удовольствием согласился. Хозяева мои, коренные жители Усть-Кулома, оказались милыми людьми, отнеслись ко мне очень хорошо. У них было трое детей: 2 мальчика небольших и девочка лет 8.
Питался я отдельно. Мне выдавали рабочий паек по карточке. Продукты, которые я доставлял в лесопункты, я не трогал, за недостачу хозяин выгнал бы меня с работы. И все же однажды, ближе к весне, я привез продукты в магазин, выгрузил их, а продавец попросил меня перевезти хлеб из пекарни в участок.
Буханки большие! Я одну буханку спрятал в снег под кустик недалеко от дороги. Когда я вернулся обратно, продавец обнаружил пропажу, осмотрев сани, ничего не нашел и отпустил меня. Я решил заехать в п. Пивью к родителям, а это было не по пути. За всю зиму я ни разу не был у них. Отцу и маме я привез гостинец —украденную буханку хлеба и овес (дал лошади). У родителей я заночевал. На утро мать стала просить меня взять с собой в Усть-Кулом, чтобы устроиться там на работу нянькой. Я согласился. Поставили мы сундук на сани, в который уложили вещи матери (отцу оставили только постель) и поехали. Отец остался на поселке один, он в ту зиму работал овчаром.
По приезду в Усть-Кулом хозяйка пригласила нас на ужин. Накрыла стол. Мама выложила на стол свой поселковый хлеб (смешанный с какой-то примесью), а хозяйка подала свой — испеченный дома. И мама ела хозяйский хлеб. Он был вкуснее. Я хорошо запомнил — поселковый паевый хлеб был невкусным, почти непригодным для еды.
Наступила весна. Мне пришлось идти в поселок к отцу. Мать устроилась в няньки, как хотела, а летом ушла пешком на родину. Шла она из деревни в деревню, зарабатывая на еду шитьем. А в Котласе ей удалось сесть на поезд. В то время все поезда до самой Москвы проверялись военными, искали беглых переселенцев. Она ехала без билета в общем вагоне, при обысках пряталась под лавку и только в Москве купила билет и благополучно добралась в Сталинград к Фене и Косте.
Феня и Костя с маленькой Клавой (1930) на руках ушли из поселка раньше (по-моему, летом 1933 г.) и устроились в Чепурниках. Смогли устроиться работать в песчаном карьере, грузили песок в вагоны для отправки на стеклозавод.
После получения письма от матери у нас с отцом возникла мысль бежать на родину. Осенью, примерно в ноябре, 1934 г. меня поселковые власти направили на работу в лесопункт, а отец остался работать в поселке. Мы с отцом договорились бежать весной по открытии реки Вычегды. Встречу назначили в Усть-Куломе, у моего бывшего хозяина А. Мишарина. Так и сделали. Переночевали мы у хозяина, а рано утром пошли к реке, стащили лодку в воду, поплыли вниз по течению. В то время хлеб (не то ячменный, не то кукурузный) можно было купить вольно.
103
Проплыли мы Сыктывкар, плывем дальше. В 30 км ниже Сыктывкара, у с. Часово, к нам на перерез выплывает лодка. Человек в лодке кричит: «Стой» — и машет нам рукой. Это был активист-комсомолец с револьвером в руках. Нас вернули в Сыктывкар и посадили в тюрьму. Там нам предложили вернуться в поселок, от чего мы категорически отказались. Через несколько дней нам зачитали судебный приговор без суда. Отцу дали 2 года и 6 месяцев, а мне — 2 года лагерного режима и отправили опять пароходом на пересыльный пункт — п. Вогвоздино (в 80 км от Сыктывкара ниже по течению).
По истечении некоторого времени меня назначили на этап, куда — неизвестно. Нас было человек 50. Гнали пешком по плохому тракту. Проходили 25 км за день. Ночевали прямо на дороге. Стрелки менялись; а когда мы пришли в Княжпогост, то заночевали в каком-то сарае на нарах. Наконец мы пришли в п. Водный (в нескольких километрах от Ухты), нас загнали в зону.
Еще в Сыктывкаре, в тюрьме, мы с отцом встретили нашего поселкового парня — Бессонова Василия. Он проходил по тому же делу, что и мы. И со мной одним этапом прибыл в п. Водный.
Об отце я ничего не знал. Из поселка Водный я написал письмо в Сталинград матери и Фене. Они мне сообщили адрес отца, что он находится в лагере в Нижнем Чове под Сыктывкаром. После мы с отцом переписывались.
Нас с Василием записали в строительную бригаду. На строительство жилого поселка Водный. Мы с ним решили подождать до августа, когда поспеет в лесу ягода, и снова бежать. Запаслись хлебом, и опять — побег. Бежали прямо со стройки в конце рабочего дня, потому что из зоны убежать намного сложнее.
Шли ночью рядом с дорогой, чтобы не заблудиться, старались уйти подальше. Когда развиднелось и пригрело солнышко, мы сделали привал, чтобы поспать и отдохнуть. А вечером отправились дальше. Шли лесом, было слышно шум машин. Идти по мягкому мху было тяжело. Когда полностью стемнело, мы решили выйти на дорогу, думали, услышим машину — спрячемся в лесу. Совершенно неожиданно с обочины дороги поднимается человек и говорит:
- Стой. Кто идет? — и клацает затвором винтовки. Затем командует:
- Кладите вещи и отходите в сторону.
Мы положили свои сумки и отошли. Он проверил вещи и спрашивает:
- Бежали с п. Водного? Забирайте вещи и пошли обратно.
Обратно шли недолго: нас нагнала кузовая машина. Стрелок остановил машину, усадил нас в кузов спиной к кабине, сам сел в кабину с водителем. Повезли нас в п. Водный, обратно в ту же зону. Василия затем отправили этапом дальше. Я его больше не видел. А мне за побег добавили 2 года 6 месяцев и отправили в зону на п. Веселый Кут. Для себя я решил больше не бегать.
104
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.