Постепенно людей стали переселять из куреней в бараки. Когда Кар-нюшиных поселили в барак, в одной комнате ютились четыре семьи, в некоторых постоянно шли ссоры за паек, голод лишал людей разума.
После того как основная масса бараков была построена, всех трудоспособных отправили на лесоповал. За работу давали пайку хлеба. Но, чтобы получить хлеб, нужно было выполнить норму, которая была непосильной. Даже подростки получали только за сделанное.
Когда Карнюшины еще были дома, под Воронежем, у них сослали на север одну семью, но они убежали, и Лукерья Федоровна ходила к ним. Они присоветовали, чтобы при высылке брали больше ярких цветастых платков для обмена на еду. Перед смертью мать рассказала дочери, что всю зиму 1931—1932 гг. они прожили на те продукты, которые меняли на 20 взятых из дома платков.
Как вспоминает Екатерина Ивановна, «болели все, здоровыми были лишь моя мама и один мужчина. Они ходили между куренями, кому давали попить, кого переворачивали, умерших мыли. О смерти говорили как-то просто. Когда я заболела и уже даже не могла говорить, мама мне показывала платье, в котором меня похоронят. Но кому-то прислали в посылке груши, я съела две и понос прошел, и я выздоровела. Младший брат Коля заболел цингой, при которой ноги сводило судорогой, и люди просто не могли ходить, а если ходили, то скрюченные. Он ходил, низко согнувшись, с палочкой, как маленький старичок, и на него было больно смотреть. Брата я заставляла каждый день собирать щепочки для печки, и только так он выздоровел».
Первой в семье умерла Авдотья, жена старшего брата Михаила, который был на лесоповале. Дети, пока их отец был на лесозаготовке, после смерти их матери жили в яслях, но постоянно пухли от голода. Они так и умерли, не увидев своего отца.
Потом умер отец, Иван Ермолаевич. На сочельник он держал пост, не ел целый день, жена его ругала, а когда получили хлеба и селедки на пять дней на всю семью, он наелся, а утром не проснулся.
Сват задохнулся, когда обжигал кирпичи.
Старшая сестра Пелагия провалилась под лед, когда во время работы на лесоповале переходила реку весной по тонкому льду (это часто практиковалось). Ее вытащили и чудом спасли, но все ткани у нее омертвели, и она была «живым трупом». Осенью ее заставили отправиться на работу в лес. Когда мать обратилась к коменданту поселка с просьбой не брать ее на лесозаготовки, комендант пригрозил оставить всю семью без пайка. Сестре пришлось пойти, и она, отработав зиму, умерла.
Средний брат Дмитрий погиб на лесозаготовке, когда оборвался канат, с помощью которого валили деревья, и он разбился о большой камень. В то время очень много людей гибло при валке леса, потому что потомственные хлеборобы просто не умели этого делать. Рубили как обычно, со всех сторон и не знали, в какую сторону дерево упадет. В результа-
140
Николай Иванович Корнюшин с женой и сестрой Екатериной Ивановной.
те кто-нибудь обязательно погибал. Потом уже догадались рубить с разных сторон на разном расстоянии, чтобы дерево падало в заданную сторону.
Вскоре на лесоповале умер старший брат Михаил. «Весной пошла встречать последнего оставшегося в живых старшего брата. Хожу между приехавшими и говорю: «Братка не видали, братка не видали?», — все отворачиваются, а потом: «А ты что, разве не знаешь, он умер». Пришла маме и сказала, что братка оставили на сплав. Вышла — креплюсь, а потом за углом и расплакалась».
Мама умерла в 1934 г. Весной обычно собирали клюкву и сдавали государству за 200 г хлеба. В мае Лукерья Федоровна с младшим сыном Колей пошла в лес за клюквой. Обувь была никудышной, ноги быстро промокли, и она вообще сняла сапоги и перекинула их через плечо, продолжая идти босиком. Когда они вернулись, Екатерина Ивановна спросила маму, зачем она это сделала, на что она ответила, что ей было жарко, она даже вспотела. На следующий день она тяжело заболела, была без сознания. Дочь за ней ухаживала. В то время стало известно, что Михаил тоже умер, но Екатерина Ивановна не стала говорить об этом маме, так как боялась ее расстраивать. Вскоре Лукерью Федоровну перевели в больницу, где она и скончалась. Перед смертью она говорила детям, что доктор дает ей не то лекарство, какое она пила обычно. Дети плакали, кричали, бились в истерике. «Нас хотели увести из больницы, но я вцепилась в спинку маминой кровати и ни за что не хотела ее отпускать. Когда меня оттаскивали, кровать начала двигаться вместе со мной». Больнич
141
ные сестры помогли подготовить Лукерью Федоровну к похоронам. Какой-то мужчина с бородой отвез фоб на телеге на кладбище, выгрузил его и закопал. Детям помогали соседи.
Екатерина Ивановна очень много плакала. «Однажды я увидела, что моя мама стоит в комнате. Она сказала мне: «Доченька, ну зачем ты плачешь? Я не хочу, чтобы ты плакала, лучше сделай из той муки, что тебе дали, оладушки и помяни меня». Я бросилась на то место, где была мама и стала спрашивать всех: «Где моя мама? Вы не видели мою маму, она ведь только что тут была?». А мне говорят: «Ты что, Катенька? Ведь твоя мама умерла недавно, не помнишь что ли?». С тех пор мне больше не хотелось плакать.»
Когда умерла мама, за ней остались в конторе не выданные в зарплату 100 рублей. Потому что давали только аванс 3 рубля в месяц.
«В нашей семье остались только я с младшим братом. Умерло десять человек: мама, папа, два старших брата, невестка, ее дети, сват, сестра».
Летом 1934 г. прошел слух, что нетрудоспособным можно уходить на родину. Собирались в дорогу те, кто выжил. Екатерина Ивановна сшила для себя и брата тапочки из холстины, и они пошли с группой из стариков и детей по печорским деревням. Ночевали под елками. «Мне уже стыдно было просить, а младшему брату подавали хорошо. Зайдем в избу, а у него спросят: «Куда идешь?», —а он отвечает: «На родину». Однако ушли мы недалеко».
В Троицко-Печорске их уже встречали милиционеры. Они говорили людям, чтобы те не шли дальше, а либо остались здесь, либо возвращались обратно в свой поселок. Екатерина Ивановна с братом остались. Они стали искать жилье. Какая-то местная женщина сказала, что у нее хорошая баня и что они могут поселиться там. Екатерина Ивановна устроилась на работу в колхоз за 400 г хлеба в день.
Осенью Карнюшиных разыскала женщина с Ичет-ди, просила вернуться и рассказала, что их квартиру заняла друга семья, а семейные вещи хочет забрать соседка тетя Поля. «Когда мы вернулись, я увидела, что действительно в нашей квартире живут чужие люди. Я пошла к тете Поле. У нее стояли мешки с вещами моих родителей, братьев и сестры. Я сказала: «Тетя Поля, как же так? Это же наши вещи». Она ответила: «А зачем они вам, они ведь большие. Я все забрала».
Так и остались в Ичет-ди. Колю определили в интернат, а Екатерина Ивановна не захотела идти туда, сказав, что будет работать. Она устроилась на склад перебирать картофель. Взрослые, которые там работали, совали ей картофелины в варежки, потому что в конце рабочего дня всех обыскивали, а в варежки заглянуть не догадывались. Из этих картофелин она варила суп. Весной, летом и осенью Екатерина Ивановна работала в поле.
142
Несмотря на голод и тяготы, была в поселке и культурная жизнь. Молодежь собиралась в клубе, устраивали вечера, гуляния, посиделки, танцы. Екатерина Ивановна вспоминает, что гармони привезли с собой. Постоянно были певцы и гармонисты, которых ходили слушать. Самые яркие из них были в особом почете. В 1939 г. Екатерина Ивановна вышла замуж за такого же спецпереселенца Гаврилу Ивановича Чикунова.
Так и жили до 1941 г. В последние годы перед войной жизнь стала постепенно улучшаться. Колхоз обеспечивал себя: выросло поголовье крупного рогатого скота, табун лошадей перевалил за сотню, овец трудно было сосчитать. Меньше стали забирать на лесозаготовки. Сложились постоянные поселки лесозаготовителей, которые работали в лесу и на реке круглый год. Были построены здания школы, детского дома, больницы, клуба. Единственное, что угнетало, это запрет на выезд, необходимость постоянно отмечаться у коменданта при любом выходе из поселка.
И вот началась Великая Отечественная война. Вскоре после начала войны, 15 августа 1941 г. у Екатерины Ивановны родился сын Чикунов Валентин Гаврилович. На фронт в первое время кулаков не брали, власть им не доверяла, но с 1942 г. их все же стали отправлять воевать. Забрали мужа Гаврилу, забрали даже брата Николая, хотя ему тогда было только 17 лет (его сначала не хотели брать из-за маленького роста, а потом все же призвали). В то время было тяжело как никогда. Приходилось работать за себя и за мужчин. Все, что производили, отправлялось на нужды фронта. Самим есть было практически нечего. «Вставали в 4 часа утра, в 5 получали суп, отводили детей в садик и в 6 выходили на лесоповал. В 20 часов приходили домой. Зимой работали при кострах, так как в 16 часов уже ничего не было видно. Вечером кормили детей и ложились спать. Одна женщина, у которой не было детей, говорила, что ночью дети очень плакали, потому что родители, умаявшись за день, ночью не просыпались, чтобы перепеленать ребенка. «Сколько дадут выходных, когда кончится война?» — спрашивали у десятника. «Четыре» — отвечал тот. За выполненную норму давали 800 г хлеба в день, за невыполненную — 600. Если выполнил норму, нужно ее перевыполнять обязательно, если уйдешь с работы раньше 20 часов, то и вовсе хлеба не увидишь».
В их поселок, как и в другие поселки на территории Коми края, стали переселять немцев с Поволжья, западных украинцев, белорусов, литовцев. «Более всего было жалко немцев, они в основном были интеллигенты и к тяжелому физическому труду не приучены, как они мучались».
На войне погиб муж Екатерины Ивановны. Брат Николай был контужен, лежал в госпитале в Подмосковье.
После войны опять наступил голод. Рабочий день не сократился, выходных так и не дали. Опять основная тяжесть жизни легла на женщин, стариков и детей. Паек по карточкам не изменился, колхозники все также сдавали все подчистую, ничего не получая взамен, только государственные облигации. Да и по карточкам давали не все. «Большая часть карто
143
чек не отоваривалась, и родители беспечно отдавали их детям для игр или просто выбрасывали. Один раз привезли американский шпик и сказали, что будут давать на старые неотоваренные карточки. Как я жалела, что не сберегла ничего».
В поселок опять стали привозить немцев, поляков, прибалтов, украинцев, белорусов. Это были те, кого фашисты гнали на работу в Германию, а потом победившая Советская армия возвращала обратно. Но из-за того, что они считались неблагонадежными, их возвращали не домой, а в отдаленные районы страны.
28 сентября 1946 г. был издан приказ МВД СССР и Прокуратуры СССР № 00868/208сс «О порядке освобождения из спецпоселений спец- Е- и- Корнюшина с сыном Валентином, переселенцев, бывших кулаков». По 1950 г
нему снимались с учета семьи, имевшие детей в Красной армии и участников Великой Отечественной войны; награжденные правительственными наградами; женщины, вступившие в брак с неспецпереселенцами. Им выдавали паспорта и разрешали ехать туда, куда им хочется.
После долгожданного освобождения Екатерина Ивановна на родину уже не поехала, так как там из родных практически никого не осталось, все умерли. Она стала жить с сыном в лесном поселке (название не помнит), работать на лесозаготовках. Сына растила одна, отдавая ему все свои силы.
Когда сын вырос и окончил в Княжпогосте техникум, он отправился, как и многие, на комсомольскую стройку СЛПК в Сыктывкар. Здесь женился на воспитательнице детского сада Алехиной Валентине Афанасьевне, у них появились дети Андрей и Ирина, внуки Екатерины Ивановны. Они уже взрослые, оба имеют высшее образование, Ирина вышла замуж за Вагина Сергея Петровича, растет сын Артемий, правнук Екатерины Ивановны. Выйдя на пенсию, Екатерина Ивановна переехала жить к семье сына в Эжвинский район.
Брат Николай после госпиталя остался жить в Москве, работал на стройке, женился, получил жилье, родились дети. Он умер в 1987 г.: было слабое здоровье.
Екатерина Ивановна давно на пенсии, ее реабилитировали. Она многое испытала за свою жизнь, у нее есть большая семья, ее не забывают и органы соцзащиты. Но, несмотря на свой почтенный возраст, а ей сейчас
144
Часовня на месте поселка Ичет-Ди. Июнь 1997 г.
84 года, у нее есть мечта, так и не реализованная за всю ее долгую жизнь, — увидеть родное село Старые Курлаки. Как-то в молодости она была рядом с Воронежской областью. До родного села можно было добраться на рейсовом автобусе. Но рейс отменили. Так и не позволила судьба увидеть места, с которых она была изгнана.
Из фонда воспоминаний и писем научно-исследовательской лаборатории «История крестьянства Европейского Севера в 20—30-е годы XX века». Воспоминания Е.И. Корнюшевой со слов ее внучки И. В. Чикуновой записаны в ноябре 2003 г. студенткой факультета управления А.В. Лужковой.
ИГНАТЕНКО ЕВА РОМАНОВНА
Спецпоселок Горт-Ель, Троицко-Печорский район
Уважаемый директор ЦГА РК, несмотря на Вашу большую работу и занятость, я прошу Вас помочь мне, старой больной женщине, как бы Вы помогли своей матери, а я попрошу у Господа Бога Вам здоровья и счастья. Должен же кто-то и мне помочь на этом свете. А просьба моя такая. Моя семья была раскулачена и сослана в Республику Коми. На момент высылки семья была такой:
Гавриленко Роман Михайлович — отец Гавриленко Елена Марковна — мать Ева Романовна — дочь
145
Серафима — дочь Николай — сын
Проживала наша семья в Белоруссии, в Гомельской обл., Брачинском р-не деревне Стежарное. У нас было крепкое большое хозяйство, кони, коровы, овцы, большой новый дом, земля. Все это забрали. Жили крепко, работали много, за это нас и выслали — отца, мать и меня. Младшую сестру забрала тетя, а брат жил отдельно, но его потом тоже выслали. Путь следования: из деревни на подводах до станции Хойники Гомельской области, а потом с Хойник везли поездом, затем опять неделю на подводах до тайги. Привезли нас в голый лес, там мы строили бараки, валили лес и сплавляли потом по Печоре. Как я помню, привезли нас в поселок. В ссылке я была 3 года, а затем, когда сплавляла лес по Печоре, сбежала в Ленинград. Родители в ссылке погибли, и я не знаю, где лежат их косточки в Вашей земле. Я бежала, притворялась немой, как вспомню то подорванное здоровье, ту жизнь, то и сейчас спать не могу. Ни о каких документах тогда и думать не могла. В Ленинграде мне помог устроиться Дроховец Игнат Демидович, братовой, он же позднее сообщил мне и о гибели родителей в ссылке.
В Ленинграде я прожила прислугой полгода и поехала на родину за справкой, чтобы иметь документы. Меня опять хотели забрать на высылку, но спас меня Игнатенко Сергей Тимофеевич, за которого я и вышла замуж 30 апреля 1933 г. Муж погиб во время войны в 1944 г., осталась я одна, вдова с тремя детьми. Младший сын потом погиб. Как вспомню свою жизнь, то не жизнь, а слезы: ссылка в юности, война, вся жизнь изломлена. А тут еще Гомельский облисполком прислал мне ответ на мое заявление, что нужны документы. Может, и правильно нужны, но кто их станет искать для меня, бедной вдовы. Одна надежда на Вас, помогите, ведь где-то есть следы и моих родителей, и мои у Вас в республике. Очень прошу Вас помочь. Я старый человек, можно сказать, одной ногой в могиле, а перед смертью люди исповедуются, и вот моя исповедь Вам, правда. Жизнь теперь такая трудная, может быть, что-то бы и дали.
Извините за беспокойство.
Вдова Игнатенко Ева Романовна.
15 декабря 1993 г.
Запрос Е.Р. Игнатенко на архивную справку находится в НА РК
146
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГАСЮЛЬ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ
г. Котлас, Архангельская область
Отец мой, Гасюль Алексей Петрович, 1907 г. р., уроженец хутора Мы-ково Жовнинского сельсовета Полоцкой области (Белоруссия) со всей семьей в составе: мать — Степанида Даниловна, 1882 г. р., брат — Александр Петрович, 1912 г. р. (умер в 1932 г.), — был выслан в 1930 г. с клеймом «кулак» в Архангельскую область, под город Яренск, село Пантый, что вверх по реке Вычегде. Отец был направлен на лесоразработки, мать с братом из-за состояния здоровья были оставлены в Котласе на Болтин-ской лесобазе. Отца моего отца звали Петром. Умер рано, в 45 лет.
В 1935 г. отец мой бежал с лесоразработок в г. Котлас и устроился на Болтинской лесобазе. Отец мой женился на моей маме, Дмитриевой Марии Васильевне, 1916 г. р., в 1940 г. Я родился в 1942 г., в 1945 г. — мой брат Анатолий, в 1949 г. — сестра Нина, в 1951 г. — сестра Валя.
На Болтинской лесобазе в г. Котласе жило немало белорусских семей (Чичикайло, Шишло, Сильванович, Матусевич и т.д.), и что характерно — эти семьи не только дружно жили, но и умели работать, встречаться, отмечать советские праздники.
Моего отца в войну несколько раз призывали на фронт, но каждый раз откладывали, оставляли на «брони», т.к. он был очень крепкий и сильный мужчина, а фронту нужен был лес. По окончании войны отец был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.». В 1948 г. по рекомендации МВД СССР он написал заявление о снятии с него спецпоселения, при этом, получив паспорт, он съездил на родину, где ему предложили вернуться, но куда вернуться, если у него уже была семья.
Мать моя, уроженка г. Саратова, имела троих сестер, ее мать умерла в 1933 г., отца, священника, забрали в Саратове, посадили в тюрьму в г. Котласе, почему моя мама и оказалась в Котласе, где, по сути, с сестрами ходила по деревням, меняла что на что могла, тем и жили. Мама была прекрасной матерью, пела нам, детям, песни особого, саратовского, стиля, умела танцевать, плясать, в войну работала и в столовой, и в свинарнике, немало людей спасала от голода, вынося в подоле что возможно было вынести людям. Сам я лично помню тумбочку, где у нас был хлеб, и я, пока не наемся хлеба, не отойду от тумбочки. Остальную часть жизни мама работала на лесобазе, на выкатке древесины. Наша семья имела недалеко от дома маленький огород, где выращивали картофель, лук, репу и другие овощи.
В 1949 г. отец взял ссуду, как помню, 1500 руб. для строительства дома, так как жили в одной комнате двухэтажного деревянного дома. Од
147
нажды ночью, когда я был еще один в семье, в комнате случился пожар, мама меня спрятала под одеяло, зашумела на отца. Отец, оказывается, закурил папиросу, онаупала ему на ватные штаны. Пожар отец потушил, но с тех пор никогда не курил и мне не советовал, говорил, пусть я лучше выпью стопку, чем курить. Настолько он знал вред курения. В жизни нас, детей, родители ко всему приучали: работать с древесиной, пилить, колоть дрова, укладывать их в поленницы. Мы помогали родителям строить дом, копать землю, ухаживать за посевами, ходить в лес за грибами, ягодами, косить и сушить траву, ломать веники для бани и коз. Родители держали возле дома свиней, коз, кур, гусей. В жизни всегда с отцом, с нашей семьей были друзья родителей, белорусские семьи.
Где-то в 1956 г. отец был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Утром одного из дней пришел рано утром человек в длинном кожаном плаще спросил отца, отец вышел в прихожую в одних кальсонах, а тот представитель вручил ему орден, отец сказал: «Служу Советскому Союзу». Так кратко состоялось вручение награды, которая затем помогла ему съездить на родину, как свою, так и матери.
Наша мать верила в Бога, но она всегда молилась молча, хотя мы, дети, не придавали этому значения, и никогда не мешали этому действию. Отец никогда не высказывался по этому поводу и вместе с друзьями отмечал особо значимые религиозные праздники. Новый год наша семья всегда встречала с елкой, на которую мама вешала пряники, конфеты, а мы утром просыпались, потихоньку ножницами срезали подарки, а ведь нас было уже четверо детей.
Детьми мы много баловались дома, но если отец услышит серьезные баловства — возьмет ремень и каждому врежет по разу, не разбирая, кто виноват. Руки у него были могучие, и одного раза хватало, чтобы каждый «почесался».
Отец наш имел образование 4 класса, но нам, детям, а особенно мне и сестрам, помогал в учебе до 7 класса, особенно по арифметике в решении задач. Он, бывало, решит задачу на бумаге, положит ее в карман, а мы думаем больше как стащить эту бумажку, а иногда будит нас утром рано и заставляет решать, уже подсказывая ход решения, а бумажку показывал, когда у нас в тетради уже с его помощью было изложено решение. Тяжело давалась учеба, в школу мы ходили в не ахти какой одежде, хотя мама и старалась, чтобы было все выстирано, и мы были обуты. Поступив в школу в 1949 г., закончил 10 классов в 1959 г., откуда мы, шестеро товарищей по классу, поехали в Москву поступать в МФТИ, но все провалились, двое остались поступать в МЭИ, а мы четверо вернулись. Я в августе 1959 г. поступил учиться в Ухте в Горно-нефтяной техникум, который закончил в 1962 г. После окончания работал в глубоком разведочном бурении по всей Республике Коми, работал на Вой-Воже 4 года на промысле, а с 1966 г. — в системе объединения «Коминефть», в основном на обустройстве нефтяных месторождений: Тэбукское, Усинское,
148
Семья П. А. Гасюль. Конец 1950-х гг.
Возейское и другие. Одновременно мы строили и соцкультбыт, как в поселках, так и в Ухте: я лично занимался строительством Дома пионеров, где директором стал Карчевский.
Отец наш умер в 1987 г. на 81 году жизни, мама — в 1989 г.
Брат Анатолий после окончания Казанского авиационного института с 1968 г. живет в Киеве, сестры живут и работают в Котласе, где мы, дети, сохранили отеческий дом, подкрасили его, огородили, сестры до сих пор выращивают там овощи вместе со своими детьми и внуками.
В первый раз я съездил с отцом в Белоруссию в 1962 г. в 20 лет. Отец показал лишь место, где был его хутор. Дома на месте не было. Отца, когда он приезжал ранее, председатель совета возил по району на служебной машине, так как им, местным органам, было ясно, что отца выслали незаслуженно.
Отец за 5 лет до своей смерти рассказал мне, как все произошло с его судьбой. Когда ему было 23 года, он полюбил дивчину, однако ее любил и бывший председатель сельского совета. Избавиться от конкурента председателю помогло Постановление ЦИК и СНК СССР от 01. 02. 1930 г., подписанное Калининым, Рыковым, Енукидзе. Ночью председатель созвал Совет, вынесли решение, назвав отца кулаком, а утром — в телегу и на Север. На родине у отца осталась сестра с детьми, их не тронули. Сейчас у меня там живут двоюродные брат и сестра, имеют свое хозяйство и внуков.
В 1996 г. мне подсказали в Котласе заняться реабилитацией отца. Я обратился в УВД Архангельской области с заявлением о реабилитации отца и нас, его детей. После переписки я получил справку о реабилита
149
ции отца в декабре 1996 г., а я с братом были реабилитированы в январе 1997 г. В мае 1997 г. из Комиссии по реабилитации жертв политический репрессий при Витебском облсовете я получил письмо о выплате мне денежной суммы Верхнедвижемским райисполкомом Витебской области, какая конкретно сумма — неизвестно. Я не придал этому особого значения, но у меня появилось желание съездить в Белоруссию с дочерью и зятем на своей машине, посмотреть отцовские места, и нас пусть посмотрят. В августе 1997 г. мы поехали. Прибыв на место, я сходил в райисполком, показал документы отца и свои, там же мне выплатили 4900000 белорусских рублей («зайчиков»), что в переводе на наши рубли составило 900000 (сейчас это 900 руб.), т.е. этих денег не хватило даже на бензин. Я спросил в Исполкоме, где имущество отца, куда его передали. Ответ был обратиться в облкомиссию. На обратном пути в Витебске я зашел в об-лкомиссию, где мне отказали, сказав, что нечего задавать такие вопросы. Зная, что такое советское делопроизводство, я оставил заявление, в котором потребовал пересмотреть решение Комиссии с учетом конфискованного имущества. Только через четыре месяца я получил ответ, что документов об изъятии имущества отца нет, значит — отказ в пересмотре. Учитывая недружелюбное отношение людей из Комиссии, я написал в различные инстанции Республики Беларусь (Прокуратуру области и республики, Верховный суд, Национальную Палату РБ, Президенту Лукашенко), так как, согласно Положению, если есть свидетели, а они установлены поименно в протоколе Комиссии, живы и здравствуют, для того чтобы подтвердить факт изъятия. Комиссии также обязаны выносить решение о компенсации за конфискованное имущество в размерах и ценах, действовавших на момент обращения реабилитированного лица. Мало того, я получил по почте из УВД Архангельска часть документов по архивному делу отца, в том числе и справку местных органов власти Беларусии о составе имущества отца.
Все справки и их копии представлены мною в Комиссию, но мне опять было отказано в пересмотре решения. В результате чего с 1997 г. мною ведется судебная тяжба с судебными органами Беларусии о пересмотре решения облкомиссии. В августе 1999 г. при моем личном участии Октябрьский районный суд города Витебска обязал Комиссию пересмотреть свое решение, но областной суд заставил их назначить нового судью и пересмотреть дело. Конечно, я не отступлюсь, сейчас моя кассация находится в Верховном суде Республики Беларусь. Мало того, мною отправлены письма в газеты «Комсомольская правда» и «АиФ». Эта тема проблематична не только для меня, но и для многих людей нашего поколе-
ния
Такова судьба моих родителей, моя судьба. Спасибо тем людям, которые обратились ко мне с просьбой дать воспоминания о семье, выходцем которой являюсь я, семье, которая считалась кулаческой и в которой мы, дети, получили достойное воспитание, образование и при этом не
150
ели пользу людям своим трудом, несмотря на те невзгоды, которые претерпели в ранние годы.
Буду признателен, если что-то из того, что я написал, попадет в Книгу Памяти Республики Коми.
С уважением Гасюль.
22 января 2000 г.
Из фонда воспоминаний и писем научно-исследовательской лаборатории «История крестьянства Европейского Севера в 20—30-е годы XX века». Воспоминания, написанные ПЛ. Га-сюлем, представлены студенткой факультета психологии и социальной работы СыктГУ НА. Макариковой.
из пр от о кола< Й8 57 заседания комиссии: >>\ 4
"г• -....."Ч ^;trp-Hл Вкт0белом-:otJластжрш^^-Сове?Vдутат^г^-^;^ - ;г:г'
'\> ; по'оказанию со действ
'жертв политических-репрессий- 20^80~Х'годов *-,\>V'k увековечения ',кх\памяти ;
-'; ' ~ - \" 'г»; Витебск
/ 25 апреля 1997 -г.
Слушали; заявление Гасюль: Петра Алексеевича, проживающего по адресу; :169400> Россия, Республика'Коми, Ухта1-:о компенсации за имущество отца Гасюля Алексея Петровича.; > ч -
Согласно заявлению Гасюля Петра Алексеевича^ архивным с&рав^» кам по архивному делу W
кой области, отец ,заявите ля Гасюль, Алексей Петрович, 1907 г^р. , уроженец Полоцкой области Beрхнедвинского (бетшего>;Ярйссенско* го) района Еовнинского\сельсовета'хутора Ныково^ крестьянин-единоличник, ;в порядке раскулачивания был Направлен на, спецпо-свл'ение< в^И
декабря 1996-г. Гасюль АЛЬ реабилитирован» ^
.,;,Ч:>,,ЗМеСТ:е;::>С,,:;НИ^
нида;(0тёфанида);Даниловна/; 187,5 г «р., брат' ~ Гасюль Длександр Петрович, I9II г.р. В архивной справке указаны находящиеся чна спецпоселение дети• Гасюля Алексе^ ПетровичаГасюль' Петр ;4лек-сеевич, 1942 :;;г.'ри Дмитриев Анатолий' ;Алексе/еви**#?:>X945'''r.:pV> родившиеся в ^Архангельской области,'которые скяты с^уче^а/с^ц)-поселенияVi4j сент'ябркя 1£48 г»,В местах высылки,'-умерлй'-Та^ль
Точный адрес опущен.
151
имущества
В1ГЧГ
алу^пре?^оУавявйн«й УВДЗитё<5еарго,~рблися^^^
Положением'- *0 порядке восстановления - граждан,: Пострадавших ■ от
реиреесийв 20~80*х^^.....в
связк^ реоресс!|ей"|"ас1ожя Алексея 'Петровича';;ridдлежи^' внпдате его снну>Гасвдю:йетру Алексеевичу поЧрешвдай^ Верхнедвинского рай^сиолзока' денёжная^койде;нсация в^десят»крат^ом/'|)адл1ере ус~ **но>л#^
на;;м^ме>нг вызлатк; кош*енсации>\^;с "Г-,4:?Ц^у:?^"г- V-.Л i''\4- ' v-, $&д; в^те<5ского
рр;Ли%1Го► дх^'Йа ♦ ;»' ^;: -/' / %'. v.;' ; - - *\?:»* - * :* -*}<.\: >у 4;*
^едседател^комиссии, ^л ч . / 4 " ц" Крот
- >С'"'/А ;й\ ОЛ-4 " :<- V \^>^:^Vv\Fac^bfn.A# :"' -;>^?^Д>-:1 "..у.^З^артаШ^а;iv7$Tj&^3$
ЛШ^^ ? 'ГЛЛЛ :Л^^Л^Р 'Шг^^Ш V >
' ч%^0^йен^ое?; поЛ^ениеЧ;се>^11'сГа'Сюл^; ;Ад*;кс*]я^
р;:жителд .'д • ^штат жозжжжстгь е/с;ДриссеHc»o.f.о..'pato* ж:шнт$€$жо%\ облает *f./до и-после, революции, с^ставля^о:Гдемли>1?
-^^о^ов^^^ели-яаёйную^ раб05^;с'ШуЩ^ ^' ''было^рас:|сула^ёно^А;^Я^^
/;Арх*в£ст ;/> Г > ' :* - v "\ В.А
152
ДУНЧЕНКИН ЗОСИМА АЛЕКСАНДРОВИЧ
Спецпоселок на Пинеге, Архангельская область
Мне было два года, когда нас выслали в 1930 г. Впоследствии мать мне рассказывала, как нас раскулачивали и выселяли. Дали взять с собой только то, что необходимо в дороге, посадили на телеги и до города Вольска довезли на лошадях, а там погрузили на баржи и повезли по Волге дальше, а потом везли в товарных вагонах. Кроме меня еще была младшая сестренка Катя, трехмесячная, вот и пришлось матери с нами помучиться в дороге, людей много, большинство с детьми, в вагоне душно, вонища, дети мочатся, сушить негде, стираться тем более. А везли нас с большими остановками, как груз какой. В вагонах были двухъярусные нары, и они все были забиты людьми с детьми. На каждой остановке что-то случалось, то кто-то убежал, кого-то избили, а иногда и покойников оставляли на станциях хоронить, а детей, которые остались без родителей, отправляли в детдом.
Мы приехали в Архангельскую область. Женщин с маленькими детьми квартировали в деревнях у местных жителей, а мужиков погнали в тайгу за 25 км от деревни рубить лес и строить дома для жилья, а сначала они жили в землянках, построенных в земле (впоследствии эти землянки использовались как овощехранилище).
По мере постройки домов их сразу же заселяли, так постепенно и женщин с детьми вывезли из деревень. Началась вырубка леса, корчевка пней, вручную разрабатывали землю для полей, работа была тяжелая, а с питанием было плохо, люди тощали, пошли болезни, тиф, почти ежедневно кто-то умирал. Чтобы как-то выжить, стали убегать на родину. Тех, кому удавалось убежать, охранники на лошадях догоняли и возвращали обратно, сажали в специальное помещение. Но все равно убегали, ухитрялись лесом обходить дороги, чтобы не попасть конвою, но не всем это удавалось, так как лес кругом незнакомый и болота, вот и получалось — кто заблудиться, кто в болоте от истощения завязнет — погибло много (позже охотникам попадались трупы людей, уже разложившиеся). К местным жителям за 25 км тоже убегали, что-нибудь променять на кусок хлеба или что дадут. Мать мне после рассказывала: бывало, только из лесу в деревню покажешься, а ребятишки деревенские с криками бегут навстречу и кидают в тебя чем попало до тех пор, пока кто-нибудь из взрослых не увидит и не прогонит их. Вот в таких условиях мать доставала нам с сестренкой на пропитание, уходила после работы в ночь, не досыпая, не доедая, а лишь бы мы выжили, но сестренка долго не прожила, умерла, остался я один у родителей. Были с нами еще дедушка с бабушкой по отцу. Они тоже не перенесли такого потрясения и недолго пожили с нами, померли. Отец мой работал на стройке домов, а мать — в лесу. С нами жили брат и сестра отца, они тоже не хотели такой жизни и убежали. Им
153
повезло, что их не поймали, так они и оказались у себя на родине, где и прожили до своих последних дней.
В лесу уже появляется небольшой поселок. Самый центр построили на горе, а на самом коньке сделали вышку пожарную. Поселок оттуда виден весь, как на ладони. Но пожарники не всегда находились на вышке, и в тот момент, когда там никого не было те, кому надоедало жить, залезали на вышку и вниз головой падали; некоторые в своей квартире вешались — покойники были ежедневно.
Построили ясли для детей, кто оказался в возрасте 4—5 лет (вот, пожалуй, с этого момента и запомнилась мне моя жизнь тогда). Однажды мне сказали, что поймали и мою мать, она хотела убежать, я отпросился у нянь, и меня отпустили навестить ее. Когда я пришел к этому дому, он был недалеко от наших яслей, я спросил про мать, и мне открыли дверь, мать обняла меня и заплакала, я тоже (она была там не одна, а попались вместе с ней и другие женщины), поплакали, поговорили и охранник запер дверь, а я пошел опять в ясли. Потом мать угнали далеко на лесозаготовки, а я остался надолго в яслях. Ушли в побег и мой отец с двумя товарищами, потом мне стало известно, что товарищей поймали и пригнали обратно как пойманную скотину, потому что охранники на лошадях верхом, да и с плеткой, беглецам руки свяжут и впереди лошадей гонят. К счастью, мой отец избежал такой участи, а получилось так (я позже узнал): отец мой ногу стер, когда шли лесом через болота, а обувь худая была. Позже набрели они на охотничью избушку, дальше идти отец не мог, решил отдохнуть в этой избушке, а товарищам сказал, чтоб они время зря не тратили и шли дальше. Они ушли, а когда вышли на дорогу и пошли по ней, то тут охранники и схватили их, но они отца не выдали. Так он потом добрался до родных мест. Сначала скрывался у родных, а потом уехал в город Фрунзе к брату, там они вместе жили очень долго.
А у меня тем временем жизнь протекала в яслях. У нас были две младших и старшие группы. Младшие были сами по себе: никто к нам не заходил и не смотрел, воспитателей тогда не было, только еду принесут и все. Как мы жили? Это была комната большая, кругом стенок стояли кровати, а сбоку комнаты стоял длинный стол. Обедали в два приема: сначала младшие, потом старшие. На середине комнаты стояла железная печь с вьюшками наверху, они открывались и туда клали дрова, труба выходила прямо в потолок; вот так нас и обогревали и забавляли, и рассказывали кто что знает.
В поселке в это время люди уже жили более-менее, выращивали картошку, капусту и т.д. Скота еще не было, вот все отходы от пищи приносили к нам в ясли; картошку тогда варили только в мундире, так что очистки получались только пленка, но мы и этому были рады, лишь бы чем утолить голод.
Помню один случай. Принесла нам одна тетя полный эмалированный таз очисток. Там были и сырые, и вареные очистки. Не успела она зайти,
154
как набросились мы на этот таз с очистками, чуть ее не свалили, ей бы обидеться, а она чуть не плачет, глядя на нас. Кому меньше, кому больше досталось. Вот мы с вареной картошки очистки съели, а сырые по очереди жарили — лепили их вокруг трубы на печи. В этот раз что-то дрова плохо горели, решили подлить керосину сверху на дрова, но кто-то подтолкнул, и керосином облили часть очисток, тем не менее дрова разгорелись быстро, плита стала красной, и очистки поджарились и стали отскакивать на пол. Мы их подбирали и ели с аппетитом, все-таки они потолще, чем с вареной картошки шелуха.
А в основном кормежка у нас была три раза в день: щи из зеленой капусты, что сейчас оставляют скоту, в этом супе поймать было нечего, одна зеленная вода, граммов 300 хлеба на целый день, но малышам и этот кусочек не попадал — отдавали его старшим, малыши ели только эту зеленую водичку. Старшие заранее приходили и запугивали, чтобы мы хлеб им оставляли, иначе они нас к печке погреться не пустят.
Вот с такой зелени я утром вставал, у меня и глаз не видать, весь опухший; днем опухоль немного спадает, а утром следующего дня все снова опухшее. Видимо, обслуживающий персонал заметил, что со мной что-то неладное творится, и решили ко мне мать вызвать. Ее отпустили, она приехала и забрала меня к себе.
Нам дали комнату в поселке, и она стала, как могла, отхаживать меня, постепенно кормить. Я был на грани смерти, на мне осталась только лишь одна кожа. Но постепенно я начал приходить в себя. Больше мать меня не оставляла — брала меня с собой на работу летом, а зимой мы возвращались в поселок. Зимняя заготовка леса была при поселке, так что жили дома. Лес подвозили к речке, а весной этот лес сплавляли по реке, пока стояла большая вода. Когда вода спадала, появлялись пороги и большие заторы, и по берегам далеко разносило в большую воду лес, а потом он высыхал и оставался на берегах. Вот этот лес весь мы и собирали по кустам и выкатывали в речку, а заторы разбирали, и так вниз по реке километров за семьдесят. Для этого строили плоты, а на них домики с печками железными, нарами прямо на плотах, и так жили все лето. Когда лес догоняли до места, то плоты закрепляли к берегу и тут заготовляли лес до осени. Днем родители уходили в лес, а мы (я был не один из детей) оставались на плотах, мыли посуду прямо с плота, и поэтому около плотов было много мелкой рыбы. Пустим котелок на отмочку на веревочке, налезет полный, вот так и выдергивали котелок— понемногу всегда оставалось, так что без ухи ни один день не оставались.
Вот так мы и жили. Жизнь на природе, конечно, лучше, чем в яслях: с питанием нормально, только комары одолевали. Потом я пошел в школу. До четырех классов учили у нас в поселке. Однажды к нам с матерью вернулся мой отец, наверное, соскучился и приехал, но там, у брата, жилось ему лучше, но он приехал к нам. Условия жизни стали немного лучше, если трудиться в поте лица, можно жить, обрабатывать себе участок
155
земли, выращивать картошку и т.д. Но в первую очередь, конечно, нужно было работать в колхозе 8—9 часов, а в лесу и больше получалось. Отец мой работал на тяжелых работах: корчевка пней вручную, при помощи топора — о технике тогда и не думали, а потом на мелкие части рубили. Это были смолистые сосновые пни. Потом загружали эти колотые пни в печь большую, наглухо закрывали, замазывали, чтобы воздух не попадал, а с обеих сторон печи топили день и ночь дровами из пней. Выходила смола по специально построенным трубам в бочки. А с бересты гнали деготь, вырабатывали и скипидар. Вот весь этот продукт заправляли в деревянные бочки и отравляли в район.
А за побег отцу моему я даже не знаю, было что или нет, во всяком случае, я не замечал тогда ничего такого. Знаю, что приехал он и сразу взялся за работу. Работал допоздна, и дома потом дел хватало. От тяжелой работы он заработал себе грыжу, вот это, видимо, и осталось для отца наказанием за побег до конца дней его жизни.
Отец был хозяйственным человеком и поэтому, немного обжившись после возвращения, стал заводить домашнее хозяйство, чтобы как-то облегчить семейную жизнь. Сначала купил пару овец, потом телку, а через год у нас была уже корова. Но опять же пришлось платить государству налог: 45 кг мяса и 16 кг масла топленного в год. Как только теленок от коровы подрастает, сдаем его на мясопоставки каждый год, а в военное время сдавали еще сухую картошку, да так, чтобы она была аккуратно нарезана, чтобы не было подгоревшей, иначе не принимали. Не помню, сколько ее надо было, но сушили почти всю зиму, приходили вечером с работы и начинали, да еще с березовой лучиной все делали, сначала ни лампы, ни керосина не было, потом появились лампы и керосин, а электричество, пока мы оттуда не уехали, и не знал, что оно существует.
Собирали теплые вещи для фронта, ходили по квартирам, у кого что есть: шуба, шарф и т.д. В начале войны отца у нас тоже взяли в труд-армию в Архангельск. Отец был и так нездоров, их послали на самые тяжелые работы, а кормили плохо, пошли болезни: тиф, цинга. Я в это время перешел в пятый класс, и уже пришлось ехать за 25 км в деревню учиться.
К началу учебного года родители везут детей, чтобы найти жилье у местных жителей. На зиму договариваются за определенную плату за жилье и едут обратно, а мы остаемся у хозяев. Хозяева, у которых я жил, во время обеда дважды к столу не приглашали, поэтому я частенько оставался голодным, стесняясь сесть с ними за стол. После уроков у меня была обязанность: из колодца наносить воды, дров на три печи наколоть. Семья у них состояла из четырех человек: дядя Андрей (так я его в то время звал, брал меня с собой в лес за дровами, за сеном в полюшники), его жена, сноха с маленьким ребенком, а сын в то время был у них в армии. В хозяйстве была корова, овцы, куры, поросенок, теленок каждый
156
год. Работы по хозяйству всем хватало: если они все чем-нибудь занимались, то мне надо было с ребенком нянчиться, так что на домашние уроки времени не было. Как иждивенцу, мне давали 400 г хлеба по карточке в день. Без поддержки хозяев трудно пришлось бы, поэтому каждую субботу бегали домой, чтобы что-то принести из питания. В пути домой надо было переправляться через две речки. Одна река Пинега (шире Вычегды), другая, посредине пути, метров семьдесят шириной. Это все было большой задержкой в пути, но только к восьми, а иногда и к девяти часам в субботу вечером бывали дома.
Мать сразу бралась за мое белье, избавлять от вшей, даже в голове их было полно (трудно было от них избавляться в то тяжелое голодное время, это был подходящий для этих насекомых климат). Надо было прожарить в печке белье, постирать, прогладить. В воскресенье после обеда все, что мать приготовит мне с собой, я забираю в обратный путь. Вечером добираемся до своих квартир, а утром — в школу. Первые дни после домашней обработки чувствуешь себя поспокойнее. Учиться было трудно, но на тройки, а бывало, и четверки я тянул.
Вот в таких условиях я проучился два года, закончил свой пятый- шестой класс и матери сказал, что дальше учиться не буду, пойду работать, это было для меня не ученье, а мученье. Она меня просила еще как-нибудь годик проучиться, закончить семилетку. В то время семилетка считалась как десять классов. Можно поступить учиться куда-либо, но я о будущей жизни тогда не думал: надо было как-то выжить. Шла война, в 1943 г. я пошел учеником в сапожную мастерскую. Нас было учеников пять человек, шестой был наш мастер, который давал нам работу и учил нас. Из пяти человек двое пришли уже с фронта: один без обеих ног (на протезах), другой с изуродованным лицом, но голод заставлял работать всех, кто мог двигаться. Был лозунг «Кто не работает, тот не ест». Комендатура тоже следила, чтоб все работали: нет на работе — сразу в поиск бросалась. Эти два фронтовика, несмотря на то, что калеки, не бросая из рук работу, пели нам фронтовые песни, да так хорошо—просто заслушаешься. Мне тоже стало легче жить — все-таки дома вместе, и расход меньше, и с питанием лучше, а в школе получался расход двойной, а жил впроголодь. Однажды к нам в мастерскую зашел почтальон, что-то мастеру нашему передал и ушел. Помню потом он издалека начал задавать мне вопросы: пишет ли нам отец, где работает отец, не болеет ли и т.д. За разговором мы работу из рук не бросаем, каждый из нас что-то делает, одновременно и разговариваем. Вот наш мастер положил свою работу на верстак и подошел ко мне, так спокойно вытащил из кармана фартука извещение, дает мне и говорит: вот мне сейчас передали, можешь идти домой, отдыхай до завтра. Я уже догадался, в чем дело, не стал смотреть извещение, молча собрался (только и смог сказать мастеру «спасибо») и пошел домой, а дома лег на кровать и дал волю слезам. А вечером мать
157
пришла с работы, смотрит извещение на столе, тоже заплакала, но что было делать: таких извещений получали многие, а жить как-то надо.
Потом я пошел работать в колхоз. Работа была разная (каждый день думали: куда пошлют завтра): валил лес с корня лучковой пилой, выбирая деревья, которые под силу, потом надо было обрубить сучья, сжечь их, а хлысты распилить на четырехметровый ассортимент и раскатать так, чтобы между ними могла пройти лошадь с санями, погрузить и увезти. Мне было трудновато, я был маленький ростом, а снег в лесу глубокий (ведь надо было, прежде чем свалить елку или сосну, ее до самой земли отоптать, то есть освободить от снега, чтобы не получился слишком высокий пень, иначе за это штрафовали). Я приходил домой всегда сырой, в мерзлой одежде. По ночам дома кашлял, а потом заболел и не мог уже выходить на работу.
После болезни меня послали на смолокуренный завод топить печи. Печей было четыре: две печи пни обжигали, чтобы из них смола шла, а две печи — бересту, связанную в большие пачки и загруженную так же, как и пни, в большие печи и наглухо закрыты, а с обеих сторон — топки. Вот эти топки и топили день и ночь двухметровыми дровами (такие длинные печи были), пока не выйдет из пней вся смола, а с бересты —деготь. Потом чинил сбрую (это упряжка для лошадей), хомуты, вожжи и т.д. Развозили по полям торф, навоз, дрова по учреждениям.
Однажды подъехал к одной поленнице, а дрова обледенели, смерзлись. Я стал обухом топора
разбивать поленницу, а рукавицы были мерзлые, скользкие и топор выскочил из рук да острием попал прямо в колено. На мне были ватные брюки, это может, уменьшило удар немного, но сразу я не обратил внимание, мне надо было нагрузить да ехать. Я погрузил, увязал и поехал, потом только в дороге почувствовал боль. Прямо с возом я подъехал к больнице, там мне с трудом сняли валенок с ноги — все смерзлось, пропиталось кровью. Ногу мне обработали, перевязали, а идти домой самостоятельно я не мог. Меня довели, лошадь угнали. На перевязку прихо-
ирвйптт щтттт ш третьей тумт
ЧгкозьскмЙ. сельсовет, д.^Стзыч*
ос и ov 4А <х ел * о t*.*j г< / \
>ц j9<kj&+£vl<a a fybOviAкайле^Д-
if
158
дили на дом. Через 2 недели я уже мог ходить, вскоре вышел на работу (48 лет прошло, а отметка от раны до сих пор видна).
В зимнее время возили сено издалека по замерзшей реке на лошадях. Дорога по реке ровная, хорошая, и мы сидим спокойно, каждый на своем возу, и едем потихоньку. Я даже задремал однажды, когда моя лошадь до берега дошла, где надо было в гору входить — она останови-3. А. Дунченкин с женой и детьми. лась, и задние стали кри-
Вторая половина 1950-х гг. чать мне (так как я дорогу
перекрыл), но я не слышал, и тогда они подбежали ко мне и разбудили, и мы к вечеру доехали до места. Потому я заснул на возу, потому что дома плохо сплю — кашляю целыми ночами. После поездки за сеном я опять заболел, простыл еще больше, и мать не могла уснуть ночью от моего кашля и ничем не могла его остановить. Утром она ушла в лес на работу, а мне сказала сходить в больницу. Так я и сделал, температура у меня была тридцать девять, когда смерили в больнице, сказали острый бронхит, и дали справку освобождения от работы. После выздоровления опять на работу я вышел.
Перед войной к нам привезли пополнение — высланных людей из Белоруссии, а потом из Польши эвакуированных поляков, потом власовцев привезли, как предателей Родины считали их. Людей навезли много, и порядка в поселке, который немного наладился, не стало. Работать в лесу, обращаться пилой они не умели да и не хотели. Мы, говорят, его не сажали — такая у них отговорка была, особенно у власовцев. Ломали пилы, чтобы не работать. Пошли опять болезни всякие — бараки все переполнены, спали на двухъярусных нарах. В лесу стали появляться, как их в то время звали, «гопники» (это заросшие, оборванные люди, вооруженные ножами, а бывало, и ружьями) — это из тех, что убегали с поселка. У кого есть куда бежать, убегали совсем, а у кого нет родных на родине, вот они и собирали шайки в лесу, нападали на обозы, везущие продукты по дороге, на людей, идущих по дорогам. У охотников отнимали ружья, подкараулив их в избушке, убивали, а сами жили в ней. (В то время мамаши или бабушки пугали своих маленьких внуков, если закапризничает «вот сейчас придет гопник и заберет тебя», и ребенок умолкал.)
159
Потом, когда кончилась война, когда освободили Польшу, разрешили всем полякам выезжать на родину, кто как сможет. Был один выход тогда — по реке, и люди стали строить плоты на две-три семьи, потом укладывались на них и вниз по реке, а река была быстрая, да еще с порогами, так что не каждому удавалось удачно проехать эти пороги. Налетали плоты на камни и разбивались. С 1947 г. стали отпускать и наших людей на родину. А в 1948 г. эта радость дошла и до нас с матерью. Мы рассчитались, собрались и выехали. Сначала на лошадях до деревни, потом на пароходе по реке Пинеге до Архангельска, а дальше на поездах. С пересадками доехали до Вельска, из Вельска пешком с матерью через села. Так мы и добрались до своей родины.
Мать не узнала свое село: все выгорело, дома стали редкие (когда раскулачивали, было много поджогов, и пожары уничтожали дома и сады, после нам и в письмах писали о пожарах). Мать говорила, что, когда увозили нас из села, все село было в садах и дома полностью застроены. По селу мы шли днем, жарко было, люди у дворов сидели и смотрели на нас, возвратившихся через 18 лет. Выносили нам пить, и мы с удовольствием утоляли жажду. Потом дошли до родных дедушки и бабушки, они уже тоже ждали (о нас кто-то сообщил им). Так закончился первый этап моей жизни.
Спустя несколько лет, когда настала пора идти в армию, меня призвали служить в Коми республику. Я попал на зону в Верхний Чов, где сидели репрессированные, но теперь я сам был в качестве надзирателя над подобными себе. Вот таким образом повернулась судьба!
В Коми я познакомился со своей женой Марией Николаевной. У нас родились сын Виктор и дочь Людмила.
Вместе Зосим Александрович и Мария Николаевна прожили, по словам родных, долгую и спокойную жизнь. В 1998 г. Зосим Александрович умер, оставив в качестве завещания для родных и для всех потомков тетрадь со своими воспоминаниями и переживаниями: рассказ о своем детстве.
Март 2003 г.
Из фонда воспоминаний и писем научно-исследовательской лаборатории «История крестьянства Европейского Севера в 20—30-е годы XX века». Воспоминания, написанные ЗА. Дунченкина, представлены студенткой факультета психологии и социальной работы Е.Е. Манчевой.
160
АРХИВНАЯ СПРАВКА
\V 5' ч;4 Г6 "декабря^ 1992 ^г.\Щ8/Д~25&в
По имеющимся архивньш документам установлено', ,ч*р Дунченкина, Анна Никит ична>° 1908 т*. 'p*Nf уроженка: Саратовской области , вместе со своей семьейv '°У**; %/:'X J '*v"4' *
\Дунченкин Михаилейваковкч, 1874 г.р., отед мзгжа - Дунченкина Акулина Ивановна^ 1875'*г.р., мать 'мужа-Дунченкин Александр Минаевич, 1908 г. р., муж ; Дунченкин Тимофей Минаевич,'1903 г.р., брат'мужа Дунченкина Бвдокия.Ми'наёвна, 1913 г.р., сестра мужа Дунченкина Клавдия Тимофеевна, 1928 г.р., ' Дунченкин ЗосимаАлександрович', 1928 г.р., сын ' Дунче нкина^ Екатерина Александровна, 1930 г.р.,, дочь, была направлена на спецпоселение в порядке раскулачивания в Пинежс-кий район Архангельской области-в\ 1930-'г-.V/ "*' V-V,',V
4 октября 1947 г» Дунченкина Анна^икитична/^'^ета^спецпо--селения снята на основании Приказа МВД и Тене^ральногоУпрокурора СССР от 28 , сентября/1946-Г./;'\' V\ ^ ";Д:- ; л
В 1938 г. Д^чен'к'кн'Минай Иванович умер; :- '
VB 1944 >. Дунченкина'Акулина,;Ивановна'"^ерла^.'-\ _ ' Дунченкин Александр^Иванович "умер 1 в 1944^г.'у'УУ/' В' 1937 г- Дунченкины^ Тимофе^Иванович' и Евдокия"Минаевна бежали с места спецпоселения, :других сведений не имеется.
22 апреля 1945' г*УДунченко Зосим Александрович с учета спецпоселения снят/ sale^'достигший шестнадцатилетнего:'возраста ^на основании постановления СНК СССР от 22 октября 1938 г.
4 Све де ний "6 'дальнейшей, судьбе' Дунче нкиньяс Клй щт- Тимофее а ян и Екатерины Але^с^ёвнн0в: документах 'архива ;Ш£';#ВД;не- имеется.'
Основание :';Фонд Т*1' Арх*Д'личное" дело/В 47§ёХ^\'^';% ; /:\;
' < Шчаль кик * отде ле ния'"с пёцфо н'дов ;'" J ] > " * х 7 >,/ ь s* ^ V,:"* - < ^ 1 * :-;ЙЦ УВД' Архангельской' области;" - л '<ЗЬ А.\Вел'ю&о,
; * 'Архивист - " ' '5ЛV^V;f "V-'^-'щ:' :\,/; ; ;" " £*Ж^;-ВрмВшко',
161
АРХИВНАЯ СПРАВКА
Дунченкину З.А. 22 августа 1994 г. 1R Д-13
о В до куме нт ах архи вно г о фо нд а Во ль ско й Из б и рат в л ь н о Й комис*» сии Саратовской области в списках раскулаченных и выселенных из с* Цамодуровка Черкасского района по состоянию на 25 марта 1930 г. значится семья Дунченкина Минея Ивановича.
Местожительство - с. Самодуровка, соц. положение - кулак, семейное положение' - жена - Акулина, сын - Тимофей, дочь - Клавдия , Анна, Екатерина, Евдокия, сын - Александр, Зосим.
Имущественноеположение* дом с постройками, амбар, лошадей - 2,; коров>• 2, овец-< 10 и сельхозинвентарь. Имущество конфисковано по. суду.
Характеристика. , Сын попа, торговец, в хозяйстве применял наемный труд,,лишенец. Осужден на 2 года лишения свободы с выселением на 5 лет.
Других сведений о семье Дунченкина М.И. не имеется.
Основанием Ф. Р-725...1 Д. 79. Л. 5.
Директор Вольского филиала ГА Саратовской области * Архивист I категории
В.З. Шмыров О.И. Бардина
МАТВЕЕВА (ДРЕЙЛИНГ) ТАТЬЯНА МАТВЕЕВНА
Матвеева (Дрейлинг) Татьяна Матвеевна родилась 10 января 1937 г в селе Федоровка Федоровского района Ростовской области в семье Дрейлинг Матвея Ивановича и Валентины Вячеславовны.
Мать, Дрейлинг (Шалунова) Валентина Вячеславовна, родилась 24 января 1903 г. в Таганроге в русской семье потомственных купцов II гильдии Шалуновых. В семье все были образованными, учились в гимназии.
Отец, Дрейлинг Матвей Иванович, родился 27 января 1902 г. на хуторе Степном населенного пункта Матвеев Курган Ростовской области. Семья была большая — мать, отец и шестеро детей (Мартын, Матвей, Иван, Павел, Екатерина, Дорофея). Жили на немецком хуторе, в семье говорили по-немецки и по-русски, имели землю, большую усадьбу, были очень зажиточными. Но члены семьи работали наравне с наемными работниками — батраками, ели также за одним столом.
1 Номер описи отсутствует. 162
В семье Дрейлинг было принято с детства решать судьбу детей: дочерей определяли замуж за сельских работников, старший брат Мартын был наследником, ему переходила часть хутора, и он должен был быть впоследствии хозяином.
Матвею Ивановичу была определена роль образованного человека, городского жителя. Он должен был получить образование и жить за счет собственных знаний, а не работы на земле, и не получал от родителей части владений, потому что они вкладывали деньги в его образование и содержание в городе. Для этого его еще ребенком внедрили за деньги в приемную семью в Таганроге и определили учиться в русскую гимназию. Матвей Иванович также хорошо знал немецкий язык. После окончания гимназии он должен был учиться на агронома.
Во время Первой мировой войны 1914 г. семья Шалуновых разорилась. В 1915 (16) г. умерла мама Валентины Вячеславовны Елена Федоровна.
Война почти не отразилась на жизни семьи Дрейлинг, ведь они пахали и сеяли на земле по-прежнему.
В 1917 г. произошла Великая Октябрьская революция. После нее Шалуновым стало совсем туго, они голодали. В городе творилось невесть что, кругом хаос и неразбериха. Валентина Вячеславовна фактически осталась сиротой (мама умерла, а отец был пожилым и немощным). Семья была разорена и умирала с голоду. В качестве выхода из создавшейся ситуации она поступила в агрошколу, которая могла обеспечить ее пропитанием, там давали похлебку. Насчет стипендии ничего неизвестно.
В этой же агрошколе учился Матвей Иванович, но не из-за пропитания, а потому что был с детства определен агрономом. Ученики школы были очень дружны между собой, как одна семья. Позже не все выпускники стали агрономами, но дружба сохранилась на всю жизнь, они до самой старости не теряли связи друг с другом. В школе все были молодыми, беззаботными. Девчата нравились ребятам и наоборот. Между некоторыми была не только дружба, но вспыхивала и любовь. Так произошло и между Валентиной Вячеславовной и Матвеем Ивановичем. Они полюбили друг друга и где-то в 1924 или 1925 г. поженились.
21 января 1925 г. в Таганроге родился их первенец Александр. К тому времени они уже закончили агрошколу и имели дипломы агрономов. Сначала они жили в городе и работали в разных местах (куда направят), пока не поженились. Потом определились жить постоянно на хуторе Степном у родителей Матвея Ивановича. Валентина Вячеславовна хорошо влилась в семью Дрейлинг. Она их уважала, несмотря на их необразованность, никогда ничего плохого о семье не говорила, на тяжелую жизнь на земле не жаловалась. Родные сестры жалели ее, ведь она, потомственная горожанка, вышла замуж за немца, который занимается тяжелым сельскохозяйственным трудом и ей самой приходится заниматься тем же.
163
В августе 1926 г. на хуторе родился второй сын Константин, названный так в честь брата Валентины Вячеславовны, сгинувшего в годы Граж-данской войны (ему тогда не было еще и двадцати лет, он был очень нежным и болезненным).
Матвей Иванович работал агрономом-полеводом, специалистом по хлебу, постоянно был в командировках. Он считался очень хорошим специалистом. Какое-то время семья с двумя детьми жила на хуторе Степном, а потом переехали в Матвеев Курган. Там отцу дали квартиру.
10 октября 1928 г. в Матвеев Кургане родилась дочь Екатерина. В то время отец часто ездил в командировки на Кавказ. Объездил всю Чечню, был во многих городах и селах. Посылали его как отличного специалиста поправлять хозяйство в разные места. Последним местом его работы было село Федоровка Федоровского района Ростовской области. Там семья получила большой частный дом. Там же 10 января 1937 г. родилась вторая дочь Татьяна. В том доме семья прожила около трех лет. Все это время Валентина Вячеславовна была домохозяйкой, управлялась с коровами, курами. «Хозяйство было на плечах Валентины Вячеславовны, чистейшей горожанки, но она старалась». В те годы Матвея Ивановича часто арестовывали как кулака и как немца, но всегда отпускали, ведь он был специалистом в своем деле.
«Судьба, злой рок или плохие люди приготовили «подарок» этой семье. На первый день рождения Татьяны Матвеевны, когда ей исполнился только год, в дом пришли люди в кожаных куртках и, возможно, с наганами (из НКВД) и забрали Матвея Ивановича без предъявления обвинений, каких-либо объяснений. Наверное, кто-то написал анонимку. Жестокие, бездушные люди причинили человеку еще большее страдание, придя в день рождения не кого-нибудь, а его собственного ребенка, причем в первый в жизни день рождения. Такой они сделали ребенку «подарок» — знать отца только по фотографии».
На случайной семейной фотографии во дворе дома запечатлены отец, мать, старший сын Александр и младшая дочь Татьяна, та самая, получившая такой «подарок». Еще двое детей куда-то отлучились. Семью снял неизвестный фотограф в ноябре-декабре 1937 г. за полтора-два месяца до того, как Матвея Ивановича забрали, и семья больше его никогда не увидела. Так он и сгинул.
Валентина Вячеславовна обращалась куда только можно в Ростове, Таганроге, пытаясь выяснить хоть что-нибудь. Ее выгоняли, ничего не объясняли и вообще не хотели с ней разговаривать. И только спустя много лет стало известно, что в 1956 г. Матвея Ивановича реабилитировали как незаконно осужденного (за недостаточностью улик), а умер он, как оказалось, в заключении якобы от воспаления легких 9 февраля 1943 г. У родственников большое подозрение, что на самом деле его просто расстреляли (надо узнавать в архиве, но пока этим никто не занимался).
164
Кроме Матвея Ивановича арестам подверглась вся их большая семья. Старшего брата Мартына Ивановича тоже арестовали как немца и как кулака и отправили на стройку Беломорканала. Он был строптивым заключенным, несколько раз пытался бежать. В конце концов, он там и сгинул (возможно, расстреляли).
Другой брат Павел также был взят без предъявления обвинения и где-то сгинул.
Еще одного брата Ивана арестовали и увезли в неизвестном направлении. Уже сын Александра Матвеевича, Сергей Александрович, много лет спустя был направлен на работу в Усть-Кулом, где совершенно случайно узнал, что живет здесь Дрейлинг Иван Иванович, его двоюродный дед. Оказывается, отправили Ивана Ивановича строить Рыбинское водохранилище. Там он получил тяжелую травму позвоночника, стал инвалидом. Когда водохранилище построили, их посадили в Рыбинске в поезд и обещали повезти на юг, домой, а привезли в Коми АССР на поселение.
Оказался Иван Иванович в Усть-Куломе. Тогда уже была Великая Отечественная война. В селе жила женщина по фамилии Уляшова, коми по национальности. У нее на войне погиб муж, а сама она была партийной активисткой. Иван Дрейлинг ей очень приглянулся, несмотря на то, что был «врагом» (тогда их называли «вражина»). Она хотела выйти за него замуж, а соратники по партии выговаривали, грозили ей. Тогда она положила партбилет на стол и сказала, что от Ивана Ивановича не откажется. «Славная женщина, храбрая женщина. В те страшные времена это было неординарным поступком. И, что удивительно, Бог ее миловал, не позволил недобрым людям расправиться с нею. Она вышла из партии без последствий, ее не арестовали». В этой семье родилось пятеро детей.
Женщин в семье Дрейлинг так не мучили как мужчин, хотя и тоже сослали. В средней Азии живут дети и внуки сестер Матвея Ивановича.
Что касается семьи Матвея Ивановича, то буквально через несколько дней, если не на другой день, их выгнали из квартиры практически под открытое небо. Женщина с четырьмя несовершеннолетними детьми была выселена как жена врага народа. Ее уговаривали отречься от мужа, взять свою девичью фамилию и дать ее детям, но она отказалась (за это ее очень уважают родственники с немецкой стороны).
Валентина Вячеславовна стала искать жилье. Нашлись добрые люди, приютившие ее за небольшую плату. Она работала то уборщицей, то еще кем-то. Ее вообще с неохотой брали хоть на какую-то работу, а по своей специальности она не могла устроиться вовсе. Поэтому она бралась за любую работу, лишь бы платили. Семья в то время перебралась в Таганрог к родственникам, которые им помогали. Родственники были по материнской линии, так как немцев всех разогнали и помогать было просто некому. «Испытывали мы большие трудности, где жить, где работать. Окружающие по-разному относились к нам. Много людей отвернулось от нас, боялись смотреть в сторону детей врага народа, но были и такие,
165
которые и на квартиру пускали и подкармливали.» Валентина Вячеславовна устроилась на краткосрочные (около года) курсы в педучилище на учителя начальных классов и одновременно работала.
Семью притесняли, детям приходилось летом зарабатывать сельскохозяйственным трудом. Александр Матвеевич хотел поступить в авиационное училище (самолетостроение), сдал все экзамены на «отлично», а его не приняли как сына врага народа, таким образом, сильно унизив и оскорбив. Ему пришлось поступить в другое училище на строителя. То есть власть издевалась над людьми, не давала идти учиться куда хочется, а только куда дозволят.
После окончания курсов Валентина Вячеславовна стала работать учительницей, в школе к ней относились нормально.
В школе, где учился ее сын Константин, был учитель, который его откровенно ненавидел. На уроках он прямым текстом призывал учеников не дружить с «сыном врага народа», обзывал его, оскорблял перед всем классом. Константину Матвеевичу тогда было 13 лет. Однажды он просто не мог стерпеть унижения и запустил этому учителю в лицо фарфоровую чернильницу. Был большой скандал. Большинство детей поддерживали подростка, хотя и боялись говорить об этом в открытую.
В Ростове или Таганроге (Татьяна Матвеевна точно не помнит) в последних числах августа была традиционная учительская конференция, на которой учителя получали напутствие на новый учебный год, и каждому предоставляли возможность высказаться. Валентина Вячеславовна решила выступить, не предупредив руководство заранее о теме своего выступления. Она рассказала большой аудитории, что произошло в школе, почему ее сын так поступил. Выступление имело резонанс. В итоге этого учителя выгнали из школы и к педагогической деятельности больше не допускали. Подростка не наказали, не нашли вины в его действиях (даже в те годы была справедливость). Все это случилось потому, что именно на Константина Матвеевича сильнее всего произвело впечатление арест, исчезновение отца и клеймо «семьи врага народа». Другой брат был старше, сестры младше, все они более спокойно восприняли произошедшие в их жизни изменения. А характер Константина Матвеевича с тех пор стал очень тяжелым, он сильно переживал.
Во время Великой Отечественной войны немцы заняли Таганрог. Город периодически подвергался бомбежке. Было очень тяжело, люди голодали. Так как члены семьи Дрейлинг были немцами, они находились на несколько привилегированном положении по сравнению с другими, если так можно выразиться. Александр Матвеевич мыл посуду в какой-то столовой, имел возможность подкармливать семью остатками. Константин Матвеевич работал в пекарне на подхвате, украдкой приносил домой горелые корочки. Так и выживали.
Девятого февраля 1943 г. (странное совпадение с днем смерти Матвея Ивановича) семью Дрейлинг угнали на работу в Германию. Там жили
166
в лагерях, бараках, битком набитых людьми, спали на двухъярусных кроватях. Работали на заводах, фабриках, где заставят. Екатерина Матвеевна ввиду болезненности работала в семье Бауэр, а Татьяна Матвеевна была еще маленькой. Национальность тут опять помогала, так как были немного на других условиях, чем остальные.
Когда война закончилась, власти СССР просили людей возвращаться, говорили, что их тут ждут (среди угнанных были не только немцы, но и русские, и представители других национальностей). У них же была возможность перебраться в Западную Германию, Америку и другие страны. Но люди любили свою родину, тосковали по ней и, несмотря на былые обиды, поверили ей. И напрасно. Вернулись не в родные края, а в голые степи Казахстана (были отправлены в отдаленные районы страны как неблагонадежные).
Добирались в товарняках, ехали через Москву, были ограблены в Брянске. В дороге меняли вещи на еду. Попали они в город Актюбинск.
Приехали в конце мая-июне, были брошены на вокзале. Жили сначала на улице, в каких-то развалинах. В конце июня временно поселились в здании школы, а с началом учебного года переехали на квартиру к какой-то женщине. Жили в одной комнате три семьи, а сама хозяйка жила на кухне.
Валентина Вячеславовна нашла работу уборщицы в Промбанке (о работе учительницы не могло быть и речи). Екатерина Матвеевна работала в Горпромкомбинате драпировщиком, Константин Матвеевич работал грузчиком. Татьяна Матвеевна сначала училась в школе, а потом в педучилище. Было тяжело, семья голодала. Хлеб давали по карточкам. Продукты продавались на базаре, но не было денег. Бывало, Константин Матвеевич по дороге на работу падал от голода в обморок.
В 1949 г. семья получила землю под строительство дома. Дом строили сами. Делали «саманы» — кирпичи из глины и соломы весом около 15 кг. Глина была с собственного двора (рыли яму) и месили ее ногами тоже сами. Саманы скрепляли глиной с песком, и из них строили дом.
Сначала Дрейлинг считались семьей врага народа, а теперь и сами стали «предателями». «Паспортов у нас не было, были удостоверения. Каждый месяц ходили на отметку, из города проживания не имели права сделать шагу без разрешения. Учиться туда, куда хотелось, не принимали, приходилось все это терпеть. Были всего лишены, не могли никого навещать в других городах.»
Вскоре женился Константин Матвеевич. Через забор от их дома находился дом семьи Виценя, глава которой, Митрофан Лазаревич, был специалистом по замеру земли и приехал в Казахстан поднимать целину (это мой дедушка). На одной из его дочерей (моей тете), Виценя Александре Митрофановне, и женился Константин Матвеевич. Там же, в Актюбинске, родился их первенец Валентин.
167
Вышла замуж Екатерина Матвеевна, родилась дочь Наталья. Но семейная жизнь с мужем не сложилась.
В Казахстан попали все, кроме Александра Матвеевича. Он воевал на фронте, после войны был отправлен в Коми АССР. Сначала он попал в Черный Яр, потом, когда разрешили, уехал в Сыктывкар. Работал в речном пароходстве грузчиком. Женился на Осиповой Ольге Прокопьевне, у них родились дети Люся, Валентина, Сергей, Нина.
В 1956 г. на XX историческом съезде партии было разоблачение культа личности Сталина, после этого началась реабилитация незаконно арестованных граждан (они получили документы). Они и их дети после 1956 г. уже не подвергались социальным гонениям, могли пользоваться всеми социальными благами как обычные люди. Многие из них получили приличное образование. Но отголоски тех унижений раздавались еще очень долго. Их по-прежнему дразнили, оскорбляли, попрекали, даже их дети вынуждены были терпеть это.
А в 1954 г. большая семья Дрейлинг, бросив все, перебралась в Коми АССР к Александру Матвеевичу. Это было разрешено потому, что Коми — это тоже ссыльный край. Они не могли поехать в Ростовскую область, так как еще действовал запрет на въезд туда «врагов народа».
Когда приехали в Сыктывкар, Валентина Вячеславовна и Екатерина Матвеевна устроились в педучилище уборщицами, получили жилье. Валентины Вячеславовны уже нет в живых, Екатерина Матвеевна на заслуженном отдыхе.
В Сыктывкаре Константин Матвеевич всю жизнь работал грузчиком. Здесь у него родились еще двое детей —дочь Светлана и сын Анатолий. У Светланы свои дети, Дмитрий и Наталья. Дети Константина Матвеевича носили фамилию мамы, Виценя, так как он говорил, что не хочет, чтобы и его дети всю жизнь мучались и страдали, как он. Константина Матвеевича, Валентина Константиновича и Анатолия Константиновича, к сожалению, уже нет в живых.
Татьяна Матвеевна окончила в Сыктывкаре педучилище и всю жизнь проработала в школе. Она имеет звание «Отличник народного просвещения». Вышла замуж, у нее родился сын Константин. Фамилия у них Матвеевы. Они взяли ее как дань памяти: для Татьяны — отцу, для Константина — деду.
2003 г.
Из фонда воспоминаний и писем научно-исследовательской лаборатории «История крестьянства Европейского Севера в 20—30-е годы XX века». Воспоминания ТМ Матвеевой записаны студенткой факультета управления А.В. Лужковой.
168
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.